Система Orphus

Назад

Вопросы содержания сельского духовенства
(по архивным материалам церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в Полевшине)
Е. Ларионова 21.05.2014

С древних времен содержание священников лежало на попечении прихода. Так, в апостольских посланиях мы находим канонические принципы, регламентирующие содержание духовенства. Апостол Павел в Послании к Коринфянам предписывает церковной общине самой содержать пастырей: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9,13-14).

Под приходом издавна было принято понимать общину людей, которые регулярно молятся в одном храме. В Синодальный период (то есть после учреждения Петром I Святейшего Синода в 1721 году и до Поместного Собора 1917-1918 годов, восстановившего патриаршество), на священников были возложены дополнительные государственные обязанности, в том числе и ведение метрических книг, в которых отражались события гражданского состояния (рождение, брак, смерть). Прихожанин обязан был отправлять требы только в своем приходе. Совершение треб в чужих приходах без ведома приходского настоятеля возможно было лишь в самых крайних случаях (например, крещение немощного младенца, которому угрожает смерть, или причастие тяжелобольного).

В Синодальный период открытие и упразднение приходов стало прерогативой Синода, а установление границ между приходами оставлено было за епархиальным архиереем. Получить благословение епископа на строительство нового Храма можно было только, взяв на себя все расходы по строительству и содержанию причта. Еще в 1742 году вышел Указ, в котором содержалось требование освящать новые церкви только, «если те церкви с помянутым удовольствием (то есть содержанием) совершенно окажутся… а без такового свидетельства о освящении церквей позволения отнюдь не чинить» [1]. Епархиальным архиереем осуществлялось избрание и назначение причта.

Причт – состав лиц, как священнослужителей, так и церковнослужителей, служащих при какой-либо церкви. Священник – священнослужитель второй степени священства, совершающий по данной ему благодати все богослужения и таинства (за исключением тех, которые совершаются только архиереем – рукоположение, освящение мира и антиминса). Именуется еще иереем и пресвитером. Диакон – первая ступень в священной иерархии, диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником таинств, но не может совершать их самостоятельно. Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектении. Дьячек – церковнослужитель (позднее стали называть псаломщик) в его обязанности входило – читать и петь в церкви, помогать священнику и диакону. Пономарь – церковнослужитель, в обязанности пономарей входило звонить, трезвонить, подавать священнику облачение, кадило и прочее. Кроме исполнения церковных обязанностей, у дьячков и пономарей были еще другие – косвенные. Находясь в полном послушании у священника, они исполняли и частные поручения по хозяйственной части. С середины ХХ века наименование «пономарь» заменяется на «алтарник».

Состав церковного причта зависел от количества приходских дворов, приписанных к определенной церкви. Было положено назначать одного священника на 100-150 дворов, двух на 200-250 дворов и трех – на 300 и более дворов. Дьяконов не должно было быть более двух. Церковнослужителей положено было иметь по пропорции – на каждого священника по два человека, то есть дьячка и пономаря [2].

Как можно проследить по архивным материалам церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в Полевшине, в состав прихода этого храма входило само село Никольское-Малинки (оно же Полевшина), деревни Максимовка, Савкино, Скрипово, Андреевка, сельцо Кутузово, затем и деревня Скориково, при этом общее число приходских дворов никогда не превышало 100. Поэтому и сказано в архивных материалах о Казанской церкви «причта положено издавна: священник, дьячок и пономарь» [3].

Год
Населенные пункты,
входящие в приход
Количество
приходских
дворов
Число жителей
Мужчин
Женщин
1788 [4]
Всего
65
264
234
1820 [5]
Всего
41
151
165
1826 [6]

Всего
в том числе:
село Малинки (Полевшина)
деревня Максимовка
деревня Савкино
деревня Скрипово
деревня Андреевка
сельцо Кутузово

52

1
6
9
13
12
11
202

5
33
32
44
46
43
238

6
28
42
50
57
55
1842 [7]
Всего
в том числе:
село Малинки (Полевшина)
деревня Максимовка
деревня Савкино
деревня Скрипово
деревня Андреевка
сельцо Кутузово
59

1
8
8
11
16
15
179

4
28
31
32
33
51
185

5
35
29
24
43
49
1861 [8]
Всего
44
159
193
1916 [9]
Всего
в том числе:
село Малинки (Полевшина)
деревня Максимовка
деревня Савкино
деревня Андреевка
деревня Скориково
84

3
27
9
25
20
259

6
60
33
74
86
269

7
70
33
83
76

Из архивных дел ЦИАМ, удалось собрать следующие сведения о священноцерковнослужителях, которые служили в церкви в Малинках:

Год
Причт
Священник
Дьячок
Пономарь
1672 [10]
Стефан Федоров
Афонка Стефанов
1694 [11]
Афонасий Степанов
1704 [12]
Афанасий Дмитриев
1720-1732 [13]
Иван Афанасьев
1782-1792 [14]
Иван Матвеев
Дмитрий Григорьев
(с 1788)
Дмитрий Григорьев
1792 [15]
Дмитрий Григорьев
Никита Герасимов
1803 [16]
Алексей Петров
Никита Герасимов
1810-1815 [17]
Петр Егоров
Никита Герасимов
Тихон Васильев (с 1809)
1815-1826 [18]
Петр Григорьев
Никита Герасимов
Иван Никитин
Скворцов
1827-1835 [19]
Николай Федоров
Воскресенский
Иван Никитин
Скворцов
Петр Николаев
Минервин

С 1838 по 1908 год церковь причта не имела и была приписана к Преображенской церкви села Бужарово. Укрупнение приходов осуществлялось по Указам Святейшего Синода с целью улучшения материального положения духовенства. В 1908 году приход был восстановлен как самостоятельный, в него вошли деревни Андреевское, Максимовка, Савкино, Скориково. В 1916 году в приходе числилось: 84 двора, 259 мужчин и 269 женщин [20].

Еще в 1841 году был издан Устав духовных консисторий, в соответствии с которым в приходах с менее чем 700 душами мужского пола состояли священник и псаломщик, поэтому и во вновь образованном приходе села Полевшина причт был уже двусоставный.

Год
Причт
Священник
Псаломщик
1908 [21]
отец Павел Бровкин
Сергей Скворцов
1916 [22]
отец Алексий Горский
Петр Васильев

1923 [23]

отец Михаил Атаев

Для содержания причта было несколько источников дохода:

1) Доходы от земли – еще в середине XVI века (1567 год) обязательным стало наделение храмов земельными наделами (церковные земли), в 1764 году была проведена секуляризация церковных земель, приходы стали наделяться незаселенной землей, по 33 десятины на причт, которая должна была обрабатываться руками самих клириков или сдаваться в аренду.

По архивным данным при церкви также было «усадебной, пашенной и сенокосной земли 33 десятины и 300 сажень» [24], что составляет 36,2 гектара. При этом указывалось, что точное количество земли неизвестно, «ибо планов и межевых книг при церкви не имеется». Как правило, причт самостоятельно не обрабатывал имеющуюся землю, а отдавал ее во владение помещикам, которые взамен выплачивали ругу деньгами и продуктами.

Все доходы делились между членами причта в пропорциях. На трехштатном приходе, как правило, священник получал 3/6 от всего дохода, дьячек – 2/6, а пономарь – 1/6.

В архивных материалах сохранились следующие сведения о выплатах руги в пользу причта:

Год
Священнику
Дьячку
Пономарю
1788 [25]
Денег 6 рублей,
муки ржаной
15 четвертей*,
ячменя и овса по
2 четверти, круп
1 четверть и 4 четверика, свиного мяса 4 пуда
4 барана с овчинами
Денег 3 рубля,
муки 4 четверти, круп
1 четверть и 4 четверика, ячменя и овса 1 четверть,
3 барана с овчинами,
2 пуда свиного мяса
1826 [26]
Денег 20 рублей,
разного хлеба 22 четверти, свиного мяса 4 пуда,
6 баранов с овчинами, сена 300 пудов яровой соломы
Денег 10 рублей,
разного хлеба
15 четвертей и
4 четверика, свиного мяса
3 пуда, 3 барана с овчинами, сена
150 пудов яровой соломы
Денег 10 рублей,
разного хлеба
11 четвертей,
2 пуда свиного мяса,
3 барана с овчинами, сена 150 пудов яровой соломы

* Четверть – русская единица измерения объема сыпучих тел. 1 четверть = 8 четверикам = 209,91 л.

С середины XIX века за пользование землей помещики платили деньгами, так в 1859 году церковной землей пользовался г. Крамин за ним осталось неуплаченных 30 рублей серебром; в 1863 году – церковной землей пользуется г. Дараган, плата 80 рублей серебром [27]. По материалам за 1916 год церковная земля уже обрабатывалась самим причтом.

2) Другой существенный источник дохода – доходы от треб, размер этих доходов официально не устанавливался и не учитывался, а зависел, в основном, от численности прихода и благочестия прихожан.

3) Кружечные или кошельковые сборы – пожертвования, собираемые во время служб. В 1916 году кружечный сбор в Казанской церкви составлял 100 рублей в год (75 рублей – священнику, 25 рублей – псаломщику) [28]. Для сравнения в начале ХХ века квалифицированный рабочий получал в месяц 30-40 рублей, учитель – 35-40 рублей, а наемный рабочий мог заработать в день от 70 копеек до 1 рубля.

4) Еще один источник дохода – проценты от положенных в банк на помин души денег, состоятельные помещики, а иногда и крестьяне, клали определенную сумму в банк, а проценты от вкладов определяли выплачивать причту церкви как жалованье или на церковные нужды. Казанская церковь имела 600 рублей капитала, положенное на вечное обращение, процент с капитала составлял 30 рублей ассигнациями, на проценты покупались мука, вино, свечи, ладан и прочее [29].

Московский мещанин Решетников завещал Казанской церкви вклад в Сохранную казну размером в 1000 рублей. Процент с него шел на церковь (30 рублей) и на причт за поминовение (20 рублей) [30]. По архивным данным за 1916 год Казанская церковь в Полевшине получала проценты на капитал в
20 000 рублей – 872 рубля в год; по доходным билетам – 21 рубль 4 копейки в год [31].

Однако в 1826 году заключение Духовной Консистории по обеспечению причта было следующим: «Священоцерковнослужители как от руги, так и прихожан содержание имеют порядочное», но уже через некоторое время в документах указывается, что причт «содержание имеет скудное». В 1838 году приход в селе Полевшина по бедности и малоприходству был упразднен.

Такая ситуация была характерна не только для этого прихода, практически все сельского духовенство находилось в таком состоянии. Для изыскания путей улучшения материального благосостояния духовенства в 1862 году было созвано Присутствие по делам приходского духовенства при Священном Синоде. В материалах работы Присутствия указывалось, что в обеспечении причтов основную часть составляет обязанность самих прихожан, непременным условием для решения вопроса о содержании приходского духовенства является правильный порядок приходской жизни, прихожане должны осознавать обязанности по отношению к своему духовенству. Эти вопросы актуальны и сегодня. В настоящее время в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви (принят Освященным Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года) на обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма (гл. XVI, п. 33).

При подготовке данной статьи были использованы архивные материалы Центрального государственного архива г. Москвы (ЦГА г. Москвы, прежде ЦИАМ), а также материалы сайта «Утраченный Божий Дом»:

Список использованной литературы, интернет-источников и архивных дел:
1. Смолич И. К. История Русской Церкви 1700-1917 годов.
http://azbyka.ru/tserkov/istoriya/istorija-russkoj-tserkvi-1700-1917-gg-all.shtml#glava_II_tserkov_i_gosudarstvo
2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. XXXIXа. С. 879
3. ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 400.
4. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1521.
5. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 207. Д. 602.
6. ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 400.
7. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2156.
8. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 443. Д. 8.
9. ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 84 (21).
10. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы для составления церковных летописей Московской Епархии. Вып. 1. Рузская десятина. – М., 1881. С. 102.
11. Там же. С. 103.
12. Там же. С. 103.
13. Там же. С. 103.
14. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1521.
15. ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 2206.
16. ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 1811.
17. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1581.
18. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1600.
19. ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 1811.
20. ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 84 (21).
21. ЦИАМ. Ф. 821. Оп. 2. Д. 87.
22. ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 84 (21).
23. ЦИАМ. Ф. 2303. Д. 8.
24. ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 1453.
25. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1521.
26. ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 400.
27. ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 1453.
28. ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 84 (21).
29. Село Бужарово и окрестности. История и современность. Авт.-сост. Е. Воронцова. – М., 2012. С. 35.
30. Там же. С. 37.
31. ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д.84 (21).

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика