Система Orphus

Назад

Успенская церковь в селе Пречистое
С. Мамаев, С. Носиков, П. Малкин Духовная Нива. – 2014, №1. С. 4

На северо-западной окраине Истринского района, рядом с автотрассой Московское Большое кольцо на границе с Клинским районом находится деревня Пречистое. На местном кладбище в селении несколько лет назад был возведен небольшой временный деревянный храм. Лишь старожилы бывшего села и окрестных деревень помнят, что на этом же месте стояла ранее церковь в честь Успения Богородицы, разрушенная во время войны.

Село Пречистое известно с конца XVI века, когда оно носило название Поповское и находилось в Ижевском стане Дмитровского уезда. В Смутное время находившаяся в селе церковь была разрушена, а село запустело. Со временем пустошь была заселена, а в 1670 году, когда Поповским владели Василий, Никита и Лев Ивановичи Сытины, построена новая церковь, причисленная в 1684 году к Волоколамской десятине. С построением церкви село было названо «Пречистенское, Поповское тож».

«В 1777 году в селе Пречистенском на Нудоле, – писал в рукописи своей неизданной книги известный церковный историк протоиерей Николай Скворцов, – в церкви Успения Пресвятыя Богородицы на престоле и жертвеннике одежды были весьма ветхие. В алтаре церкви и трапезы теча, оконец не было, окна забиты тесом, в алтаре и трапезе обиты холстом. Холст изгнил в лоскутья, образа почти все облиняли, так что ликов не видно. Сосуды оловянные, церковная кровля и рундуки все сгнили. На колокольне не было креста. Велено церковь запечатать, а требы приходския исправлять в другой церкви по близости». Спустя всего пару лет, в октябре 1779 года, Преосвященный Феофилакт написал на прошении об освящении церкви: «В церковь в селе Пречистенском, которая и по само первоначальному моему свидетельству приведена в надлежащее благолепие, выдать атласный антиминс, к священно служению разрешить совершить прежде малое освящение воды и окропить алтарь и храм».

Вскоре после изгнания Наполеона из России, благочинный докладывал в Консисторию, что церковь в Пречистенском, «однопрестольная, деревяннаго здания, не видав, по благости Божией, никакого неприятельскаго нахождения, 14 декабря 1812 года состояла в целости. Престол, на нем срачица, одежда и священный антиминс были целы. Церковная утварь вся цела; церковная сумма: свечная 8 рублей, кошельковая и кружечная 200 рублей, цела; к отправлению священнослужения потребныя книги имелись. Иконостасы, в них святые иконы и на них какие были оклады и привесы целы».

В 1830 году крестьянин села Петровское Капитон Меркулов подал прошение в Московскую Духовную Консисторию, в котором просил «об освидетельствовании собранной с прихожан единственно для поправки церкви в погосте Пречистом (Пречистенском) суммы до пяти тысяч рублей и об отделении из оной половинной части на построение вновь предполагаемой каменной церкви в селе Петровском» (ныне село Новопетровское). Митрополит Филарет в своей резолюции предложил передать вопрос на рассмотрение Консистории, которая постановила: «По прежнему дозволению оную исправить».

В декабре 1848 года в Правлении путей сообщения рассматривали переданный из Консистории проект «предполагаемой к построению вновь каменной церкви Рузскаго уезда в селе Пречистенском во имя Успения Пресвятыя Богородицы». Сделав дополнения в чертеже, решили, что «постройку эту по сему проекту допустить можно». В начале 1849 года свое разрешение на постройку в селе каменного храма с двумя приделами дали епархиальные власти.

За год до подачи прошения на постройку каменного храма в Пречистенском был утроен кирпичный завод «тщанием старосты церковнаго, большей частью из его материалов при пособии прихожан деревень Чудцевой и Денежкина». Главным мастером стройки выступил крестьянин Ефим Арапов из деревни Нестерково Владимирской губернии. Большая часть изготовленного кирпича шла на продажу, на вырученные деньги и строили церковь: «В 1849 году зделано кирпича 203 000. В сем году продано кирпича 111 000, за который выручено денег 2500 рублей ассигнациями. Употреблено на построение церкви 46 370 кирпичей и 13 500 подвезено к оной». Во время строительства нового храма прежний продолжал действовать.

Строительство церкви затянулось, крупные жертвователи в финансировании строительства не участвовали. Неоднократно в 1850-х годах в Пречистенское выдавалась так называемая «сборная книга», в которую заносились пожертвования, необходимые для завершения строительства. В 1854 году в построенной трапезной освятили придел Николая Чудотворца, еще спустя три года священник Павел Тихомиров подавал прошение о замене ветхого антиминса из Успенского придела старой деревянной церкви. Согласно клировой ведомости, главный престол освятили в 1858 году. В каменную церковь сначала был перенесен иконостас из прежней деревянной церкви, но уже в марте 1859 года его разрешили заменить на новый. В 1866 году строительство каменного храма закончилось. На одной из стен храма была укреплена памятная табличка с текстом: «Храм сей воздвигнут трудами и усердием его прихожан, а также доброхотных дателей. Начат строится 1849 года, окончен 1866 года». В 1874 году Консистория разрешила выдать антиминс и во второй придел в трапезной – в честь Илии Пророка.

Согласно клировой ведомости, в 1845 году в Успенскую церковь был рукоположен молодой священник Павел Алексеевич Тихомиров – сын дьячка, выпускник Вифанской семинарии с аттестатом 2 разряда. Именно при нем в Пречистенском была заложена, построена и освящена новая каменная церковь. С 1879 по 1896 год отец Павел занимал должность благочинного, а в 1895 году отметил 50-летие своего служения в Успенском храме. В 1859 году его наградили бронзовым наперсным крестом, в 1875 году – фиолетовой скуфьей, в 1877 году – набедренником.

В январе 1887 года для Императорской Академии Художеств священником Успенской церкви Павлом Тихомировым была составлена метрика, в которой подробно описаны архитектурные особенности церкви в Пречистенском (это описание особенно важно, так как пока не обнаружено ни одного изображения каменного храма): «Церковь построена разносторонним крестом, одноэтажная. Алтарь церкви с одним полукружием. В вышину около 35 аршин, в длину 40 аршин, ширину 14 аршин. Стены выкладены из кирпича, средина бутом из кирпича и залита известковым раствором. Кровля на сводах церкви шатровая на все скаты из разнаго материала, выкрашена масляными красками. На церкви и колокольне по одной главе, покрыты железом и окрашены масляною краской. Паперть устроена с одной стороны без резьбы и надписей. Всех колоколов на колокольне восемь, из которых на большом написано: слит на заводе Самгина 1886 года при священнике Павле Тихомирове и церковном старосте Семене Гусеве».

Там же приводится внутреннее описание храма: «Алтарь отделяется от храма каменною стеною с тремя пролетами. Алтарь одночастный без разделения. Приделов в церкви два. Трапеза устроена в виде палаты. Своды устроены в виде круговой дуги, без опоры на столбах. Пол деревянный одинаковый в алтаре, храме и притворе. Иконостас новаго устройства с колонами. Сделан из дерева с резьбою. Резьба помещена над иконами на золотом поле. Иконостас имеет четыре яруса. Царския двери из двух створов – резныя, вызолоченныя с четырьмя клеймами для Евангелистов и два клейма – Благовещения Пресвятыя Богородицы. Стены церковныя расписаны письмом живописным. Иконы в иконостасе стараго письма, в алтаре, по стенам и в трапезе новаго».

Среди документов Московской Духовной Консистории сохранилось несколько записей о ремонтных работах по церкви села Пречистенское. В частности, в мае 1893 года разрешили «возобновить рамы в шести окнах трапезной теплой их церкви и окрасить железныя решетки в церковной ограде на церковную сумму до 300 рублей». Еще одни данные о ремонте датированы маем 1899 года. Предполагалось «выбелить наружныя стены храма и столбы ограды, окрасить железныя решетки ограды и устроить в трапезе храма новую голландскую печь, с израсходованием на сие 600 рублей церковных сумм».

В 1896 году священник Успенской церкви Павел Тихомиров ходатайствовал о награждении прихожанина, крестьянина села Пречистенского Стефана Тихомирова за то, что он «по своему усердию к храму Божия оказал следующие пожертвования: на росписание теплой церкви живописью 50 рублей, на приобретение звона 100 рублей, на возобновление стенной живописи в настоящем храме 150 рублей, на поновление в иконостасе икон 400 рублей, на позолоту двух паникадил 80 рублей. И кроме того в церковь села Петровскаго на возобновление иконостаса пожертвовал 300 рублей». Крестьянина наградили серебряной медалью на Станиславской ленте для ношения на груди.

В 1905 году настоятелем пречистенского храма был отец Алексий Парусников. Он же являлся законоучителем начальной земской школы в селе, основанной в 1899 году. А в 1915 году «Московские церковные ведомости» писали: «В селе Пречистенском Рузскаго уезда происходило торжество освящения вновь ремонтированного теплого придельного храма. Благодаря заботам священника отца Михаила Смирнова и старосты Илии Дмитриевича Павлова, храм принял красивый вид. Утром 16 октября торжество началось служением ранней литургии местным причтом, а затем в 9 часов приступлено было к освящению храма». Какой именно из двух приделов в трапезной был отремонтирован и заново освящен, в тексте не указано.

Из клировой ведомости храма за 1916 год известно, что церковь была «зданием каменная с таковою же колокольнею в одной связи, тверда, покрыта железом». Перед революцией село Пречистенское входило в состав Васильевской волости Рузского уезда. В приход, помимо самого села, входили деревни Афанасово, Денежкино, Климовка, Кучи, Минино, Надеждино, Тютчево (Чудцево). Деревня Афанасово и Климовка территориально входили в состав Клинского уезда. Всего в приходе числилось: 104 двора, 370 мужчин и 393 женщины. По штату при церкви состояли священник Михаил Федорович Смирнов (с 1914 года) и диакон Алексий Александрович Соколов.

Судьба Успенского храма в селе Пречистое после революции пока не выяснена. Видимо, как и все другие храмы уезда, по соглашению с волостным совдепом сначала его передали общине верующих, а в августе 1940 года Мособлсовет принял решение церковь закрыть и передать здание для нужд школы. Скорее всего, решение так и не успели реализовать, вскоре началась война, и отступавшие к Москве советские войска церковь в Причистом взорвали. Об этом рассказала очевидица тех событий, старожил села Вера Сергеевна Селезнева: «Я училась в это время уже в школе, которая находилась недалеко от храма. В ноябре 1941 года учительница отпустила нас с уроков и сказала, чтобы быстро бежали домой, так как сейчас будут взрывать церковь. Только добежали мы до края деревни, прогремел взрыв. Взрывали отступающие советские войска. После кирпичи от церкви растащили, а иконы из церкви перед этим вынесли местные жители».

Однажды ее маленький сын с местными ребятами нашел на месте церкви металлический крест. Они его закопали, а позднее уже найти не смогли. По воспоминаниям Веры Сергеевны, церковь была каменная, окрашена снаружи в белый цвет, с одним куполом наверху, при церкви была высокая колокольня, а вокруг – каменная ограда. Внутри храма был высокий иконостас и множество икон на стенах. До наших дней дожили только несколько старых лип, окружавших храм. В 2010 году на месте прежнего храма была сооружена временная деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Надеемся, что в недалеком будущем будет построена каменная церковь. Хотелось бы, чтобы такая же, как когда-то была в старинном селе Пречистенском. Но, к сожалению, мы пока не знаем, как выглядел старый храм. Может у кого-то сохранились старые фотографии храма?


© 2013, С. Носиков

Статья в газете
«Духовная Нива»
Дата Скачать

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика