Система Orphus

Назад

Преподобный Сергий Радонежский бывал на истринской земле?
С. Носиков 2.07.2014

Нынешний год знаменателен тем, что исполняется 700 лет со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской. И вполне возможно, что этот великий святой когда-то бывал у нас, на территории современного Истринского района. Какие есть основания для такого предположения, где именно он мог побывать? Ведь в житии святого об этом ни слова нет. Однако в нескольких современных публикациях на эту тему приводятся интересные, хотя и довольно скудные сведения. В данной публикации сделана попытка собрать разрозненные материалы, чтобы в итоге можно было говорить, что, по крайней мере, два места в нашей районе народные предания связывают с именем Преподобного Сергия.

Первое место – село Троицкое на Истре, иначе называемое Троицкий погост. «Предание гласит, что когда-то проходил этими лесами святой Сергий Радонежский и остановился отдохнуть. Забил по его молитве на том месте родник, а через некоторое время вырос и храм во имя Святой Троицы. Принято считать, что существующий ныне деревянный храм погоста построен в 1675 году, а до этого церкви не было. Но это не противоречит преданию: первый храм тут мог быть упразднен гораздо ранее, а память о нем и его посвящении в народе хранилась» [1].

К сожалению, в книге не указано, откуда взята эта информация (она же повторяется в майском номере Журнала Московской патриархии за 1945 год также без ссылки на первоисточник – видимо, материал в книгу попал из этой публикации). И место святого источника, о котором идет речь, нигде не конкретизируется. Однако в поселке Троицком есть издавна чтимый родник, над которым в 2010 году построена деревянная часовня святого великомученика Георгия Победоносца. Очень может быть, что это именно тот самый источник, который забил по молитве Преподобного Сергия.

Часовня Георгия Победоносца в селе Троицкое на святом источнике:


© 2011, С. Носиков

В защиту предположения, что село Троицкое на Истре связано с именем Сергия Радонежского, говорят сведения, собранные известными церковными историками Холмогоровыми: «В отказной книге 1682 года, по которой село Троицкое утверждено за Воскресенским монастырем, находим описание Троицкой церкви и церковнаго имущества: “Церковь во имя Живоначальныя Троицы с пределы древянная, клетцки, крыта тесом, о трех главах; а в церкви местных образов: …образ чудотворца Сергия и преподобного чудотворца Саввы на одной цке”» [2].

Обращаем внимание, что оба святых изображены вместе, что не часто встречается на иконах. Думается, что такая икона оказалась не случайно в небольшой приходской церкви. Известно, что Савва был учеником Сергия Радонежского и что в окрестностях Звенигорода, до которого от Троицкого около 20 верст, он основал обитель, ныне называемую Саввино-Сторожевским монастырем. Может предание о том, что Сергий Радонежский бывал в этих местах как-то связано с его учеником?

Второе место возможного пребывания великого святого на истринской земле находится вблизи Аносинского монастыря. Там тоже имеется источник, который местные жители в старину связывали с именами двух святых – Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского. Об этом говорится в нескольких книгах. «В маленьком домике, называемом “Магдалинии”, жили две старые-старые монахини, поступившие в обитель еще в 1852 году при игумении Анастасии. Как-то шла я на дачу, находившуюся в двух километрах от Аносино, в лесу. Со мной была матушка Евгения, восьмидесятилетняя старица, по дороге она рассказывала: “…Мы с тобой подходим к дивному месту, где некогда встретились старцы святые – преподобный Сергий с преподобным Саввой Звенигородским. Леса были дремучие, да и сейчас еще стоят вековые ели. Спустимся в овраг, здесь святой колодец, вот тут они сидели, и по их молитвам забил ручей”. Мы вошли в густой лес, спустились в овраг. Высокие столетние ели стояли стеной, охраняя святой колодец. Колодец был мелок, воды было немного, но такой вкусной и студеной мне не приходилось пить. Над колодцем висел образ преподобных Сергия и Саввы. Мы стали на колени, молились. Потом умылись и стояли молча, боясь нарушить тишину. Тихо журчал ручей, наполняя колодец водой. Так вот кто был свидетелем беседы Преподобных старцев! Прошли века, а ты все бежишь, все несешь свою живительную влагу. Мы вышли из оврага и пошли вверх на горку, где стояла наша дача» [3].

Далее в книге приведено пояснение к вышесказанному: «В житии прп. Сергия сведений об этом нет. Однако вот что мы читаем в воспоминаниях известного русского православного живописца М. В. Нестерова (1862-1942): “В тот год [1901] я поставил на Передвижную картон (уголь, пройденный акварелью) с киевского своего «Рождества» (во Владимирском соборе) и маленькую картину «Преподобный Сергий» (зима, Преподобный идет не то в Пахру, не то в Звенигород)” (Нестеров М. В. «Давние дни. Воспоминания, очерки, письма». – Уфа, 1986. С. 235). Едва ли это был творческий вымысел. Задумывая, по его словам, “историю пр. Сергия в картинках”, Михаил Васильевич в одном из писем 1896 года сообщал, что “жил по монастырям под Москвой, собирал материал к житию пр. Сергия” (Нестеров М. В. Письма. Избранное. – Л., 1988. С. 71, 144). Что касается упомянутой картины «Преподобный Сергий», то ее после XXIX Передвижной выставки приобрел Великий Князь Алексей Александрович (1850-1908)» [4].

Картина Михаила Васильевича Нестерова «Сергий Радонежский»:


1899 год

Автор другого современного издания – Ольга Николаевна Яшина – высказала свои предположения о встрече двух старцев: «В деревне Аносино Звенигородского края, где находится Борисо-Глебский женский монастырь, сохранилось предание, связанное с одним чтимым источником в лесу недалеко от монастыря. Согласно этому преданию, на месте, где бьет чудотворный источник, произошла встреча преподобного Саввы с преподобным Сергием. Это предание исключительно устное, к тому же местное, известное только в Аносино. Оно не отражено в житиях преподобного Саввы и Сергия. Сохранившиеся письменные источники позволяют сделать только один вывод: у преподобного Сергия не было необходимости идти в Звенигород и встречаться по дороге со своим учеником. Однако почитание источника не может основываться на ошибочных фактах, и, возможно, до нашего времени просто не дошли свидетельства, подтверждающие предание» [5].

Об этом же источнике у монастыря коротко упомянул в своей книги и протоиерей Олег Пэнэжко: «В 1842 году Аносинский монастырь был наделен лесными угодьями. Вблизи монастыря, в лесу, в овраге – святой колодец. На этом месте встретились преподобный Сергий Радонежский и преподобный Савва Сторожевский, здесь они беседовали и по их молитвам забил источник» [6].

Итак, в нескольких книгах говорится об одном и том же – об источнике вблизи села Аносино, где могла произойти встреча двух великих святых. К сожалению, нет ссылок на исторические документы, архивные материалы – только на устные предания. Нет и точных указаний, где именно этот источник находился. Увы, нам пока не известно место, где располагалась монастырская дача (а была она, судя по описанию, недалеко от источника). Поэтому так важны даже малейшие детали, приведенные в текстах цитируемых книг, по ним можно попытаться найти искомое место: «…дачу, находившуюся в двух километрах от Аносино, в лесу», «…спустимся в овраг, здесь святой колодец», «…высокие столетние ели стояли стеной, охраняя святой колодец», «…колодец был мелок, воды было немного», «…над колодцем висел образ преподобных Сергия и Саввы», «…тихо журчал ручей, наполняя колодец водой», «…мы вышли из оврага и пошли вверх на горку, где стояла наша дача», «…вблизи монастыря, в лесу, в овраге – святой колодец». Запомним эти детали описания.

Нынешняя настоятельница Борисо-Глебского монастыря матушка Иоанна в беседе говорила про три известных ей источника в окрестностях обители: два из них в самом селе Аносино и один – по дороге на Красновидово. Первые два источника, видимо, не могут претендовать на искомое место, так как они ближе чем в полукилометре от обители, да и вековых елей там нет – это давно обжитое место. Ну а о третьем источнике матушка сразу сказала, что именно там и произошла встреча двух святых подвижников.

Да, действительно, это место почти идеально подходит под описание: там имеется довольно глубокий овраг с высокими склонами, по которому течет речка Пересалка, неподалеку растут большие хвойные деревья (в основном сосны, но есть и ели), а на склоне оврага, на горке находится деревня Борисково. Правда, на роднике ныне нет колодца и сруба, нет никаких икон. Да и по прямой от монастыря до источника 2,8 километра (по дороге будут все три), то есть в полтора раза больше указанных в описании «в двух километрах от Аносино». Но, думается, такая погрешность в нашем случае вполне допустима – расстояния в старину зачастую определяли на глаз. Да и потом три версты – это от самой обители до родника, а от края деревни будет ближе. Похоже, что других источников воды в окрестностях монастыря, подходящих под указанное описание, нет (только если в том же самом овраге, где течет речка Пересалка, есть еще менее известные родники).

Таким образом, указанный источник, который находится у деревни Борисково, вблизи крутого поворота дороги Красновидово – Аносино – Павловская Слобода, вполне мог быть тем местом, где в древности состоялась встреча преподобных Сергия и Саввы. В пользу такого предположения свидетельствуют также воспоминания уроженца деревни Борисково Игоря Николаевича Стебулянина, который рассказал, как «в 1984 году они ходили к источнику, и он провалился в сруб родника». Это мог быть колодец, о котором говорилось в одной из книг, и который к тому времени по давности лет разрушился.

Источник у речки Пересалки вблизи деревни Борисково:


© 2010, С. Носиков

Есть еще одно важное обстоятельство, о котором следует обязательно сказать, так как оно, возможно, напрямую связано с описываемым местом. В 1891 году в деревне Борисково была построена деревянная часовня (посвящение ее, увы, пока выяснить не удалось). Об этом свидетельствуют уже упомянутая книга протоиерея Олега Пэнэжко и несколько архивных дел ЦИАМ, в которых обнаружен чертеж часовни деревянной часовни. И, главное, в архивном деле имеется план местности с отметкой, где предполагается постройка – на окраине деревни Борисково, вблизи дороги. А это близко от того места, где расположен источник на речке Пересалке. Старая часовня, увы, не сохранилась. Ныне в Борискове имеется современная часовня-купальня, построенная и освященная в 2010 году. Однако возведена она на другом месте – примерно в 600 метрах выше по течению речки Пересалки.

Пока еще не обнаружено «первоосновы», то есть дела с прошением о возведении часовни в Борискове в конце XIX века, из которого мы могли бы достоверно узнать, по какой причине затевалась эта постройка. Можно только предполагать, что это как-то связано с источником, что, возможно, благочестивые местные жители хотели увековечить место встречи двух великих святых (в те времена в памяти людей наверняка сохранялось больше подробностей). В пользу такого предположения свидетельствуют показания все того же Игоря Николаевича, который, опираясь на воспоминания своей бабушки Анастасии Матвеевны Яшиной, тоже жительницы деревни Борисково, ныне умершей, говорил, что «изначально часовня стояла внизу у родника».

Таким образом, имеется несколько различных преданий о том, что в наших краях когда-то побывал Сергий Радонежский. Есть даже два места, два родника, претендующие на право называться источниками Преподобного Сергия (если уж совсем размечтаться, то можно предположить, что Троицкое и Борисково великий святой посещал в одном и том же своем походе – ведь оба родника расположены по берегам реки Истры и не так далеко друг от друга). Это всего лишь предположения, точных доказательств нет. Но так хочется в это верить... И еще остается пожелать, чтобы в юбилейный год Преподобного Сергия люди узнали о возможном пребывании великого святого на истринской земле и больше об этом не забывали.

В завершение хочется поблагодарить за помощь и советы в подготовке данной статьи благочинного церквей Истринского округа протоиерея Димитрия Подорванова, краеведа Сергея Юрьевича Мамаева и писателя Наталью Александровну Круглянскую.

* * *

Уже после завершения работы над этой статьей и ее публикации попалась на глаза заметка в журнале «Московские церковные ведомости» за 1889 год (№41, С. 538-554) по случаю прибытия в Саввино-Сторожевский монастырь иконы радонежского чудотворца: «...Преподобный Сергий имел обычай посещать святые обители, основанные его учениками ... Мы лишены сего многоутешительнаго воспоминания, древняя пустынная обитель сторожевая, хотя и основана ближайшим учеником Сергиевым Преподобным Саввою, но уже спустя 7 по преставлении великаго аввы Сергия». То есть получается, что если и приходил в наши места Преподобный Сергий, то никак не для посещения обители Саввы, так как ее еще не было. И тем самым исчезает самое естественное объяснение, мотив столь дальнего (за сотню верст) похода. Но все же – мы не знаем, как все было в действительности. Может по каким-то другим делам в наши края приходили Великие Чудотворцы. Хочется в это верить. Ведь недаром же продолжает жить народная молва о пребывании Преподобнаго Сергия у нас, да еще в нескольких близлежащих местах.

Источники:
1. Истринская земля. Энциклопедия сел и деревень. – М., 2004. С. 428.
2. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах ХVI-XVIII столетий. Вып. 3. – М., 1886. С. 293-295.
3. Женская Оптина. Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря. – М., 2007. С. 388-390.
4. Там же. С. 695-696.
5. Яшина О. Н. Саввино-Сторожевский монастырь близ Звенигорода: история обители. – Звенигород, 2009. С. 29.
6. Протоиерей Пэнэжко О. Храмы Истринского района. Ч. 1. – Владимир, 2009. С. 356.

 

Выступление «Преподобный Сергий Радонежский»
Истринская районная библиотека, краеведческий клуб «Истринские зори» 2.07.2014

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика