Система Orphus

Назад

Опыт сбора информации об утраченных храмах
С. Носиков 11.05.2013

Опыт сбора информации об утраченных храмах на примере Истринского района Подмосковья
Тезисы доклада к VII Всероссийским краеведческим чтениям. Москва. 13 мая 2013 года

1. Предыстория. Я житель города Истры, уже довольно давно в свободное время люблю ездить по нашей стране и фотографировать храмы. В этих поездках обратил внимание, что в некоторых местах стоят кресты в память когда-то стоявших тут церквей. Однако почему-то в своем родном районе я таких крестов почти не видел. Потому и заинтересовался вопросом – а сколько в Истринском районе было православных храмов, сколько среди них не сохранилось до наших дней? Для начала узнал, что нынешний Истринский район образовался из частей Звенигородского и Рузского уездов Московской губернии. Стал собирать информацию о существовавших в этих уездах храмах, смотреть разные книги, сайты интернет. И довольно быстро выяснилось, что по списку церквей разночтений нет. Правда нередко отсутствовали сведения о точном расположении утраченных храмов. А вот по часовням в разных источниках имеются нестыковки, порой даже ошибки. Тогда я понял, что в Истринском районе серьезно сбором информации по утраченным церквям, и особенно часовням никто не занимался. Поначалу это даже удивило – ведь наш район расположен недалеко от столицы, и казалось бы неплохо изучен. Однако в Истре фактически нет своего краеведческого музея – ведь музей «Новый Иерусалим» в основном ограничивается историей монастыря. Поэтому и решил заняться этим вопросом, хотя никакого опыта в таком деле у меня не было. А еще к такому решению подтолкнул когда-то высказанный совет Александра Бокарева, что с этим делом тянуть нечего, ибо уходят из жизни последние старожилы, и скоро некому будет рассказывать о церквях и часовнях, когда-то стоявших в селениях.

2. Начало работы. Конкретная работа по теме утраченных храмов Истринского района началась в начале 2012 года. К счастью практически сразу нашелся помощник в этом деле – Сергей Юрьевич Мамаев, тоже житель нашего района. У него как раз был некоторый опыт краеведческой работы – он собирает историю своего родного села Рождествено и написал об этом книгу. Сергей довольно быстро сделал сайт «Утраченный Божий Дом», куда мы стали заносить всю текущую информацию. Среди общедоступных источников информации нами как наиболее полные, достоверные и не дублирующие друг друга были отобраны 3: две книги протоиерея Олега Пэнэжко (2009 год), книга-энциклопедия «Истринская земля» (2004 год) и сайт «Храмы России» (автор информация по Подмосковью Александр Бокарев).

Мы сразу договорились, что за точку отсчета берем роковой 1917 год, как и на сайте «ХР». И еще решили, что все данные из современных книжек и журналов, сведения из интернета надо перепроверять – искать исходные архивные документы. После анализа собранной информации первоначально на сайт были занесены сведения о 12 утраченных церквях (на самом деле их больше, но часть уже восстановлена или восстанавливается) и о 31 часовне, ранее существовавших на территории Истринского района. С этими сведениями мы пришли на встречу с благочинным нашего района отцом Димитрием, который оказал нам всемерную поддержку, дал благословение и поставил четкую задачу: установить точные места, где ранее стояли храмы. С тем, чтобы затем там поставить памятные кресты. Установку крестов благочинный взял на себя. Мы решили не ограничиваться определением координат, а собирать всю информацию об утраченных храмах.

В первую очередь нами были «исследованы» местные информационные ресурсы. В Истринском архиве сказали, что ничего у них нет, что в войну архив сильно пострадал. В музее «Новый Иерусалим» документов по приходским церквям оказалось не так много (в основном это были клировые ведомости). В районной библиотеке ничего уникального не оказалась. Далее пошла работа в Москве. В РГБ были просмотрены все известные книги по тематике храмов нашего района, отдельные номера журналов и газет, на которые нами были собраны ссылки из ранее просмотренных источников информации. В фототеке музее Щусева были обнаружены несколько ранее неизвестных снимков утраченных храмов.

3. Работа в архивах. Затем начались выезды в архивы, расположенные в столице. Сначала шла обработка известных ссылок, потом были просмотрены описи и дела по церковной тематике, которые удалось найти самостоятельно:

• ЦИАМ (теперь ЦХД до 1917 года) является наиболее емким хранилищем дореволюционных документов Москвы и губернии. К сожалению, описи этого архива не оцифрованы, зачастую содержат ошибки и неполные данные. Все это усложняло поиск нужной информации. И так как у нас прежде не было опыта работы с архивными документами, с рукописными текстами дореволюционной грамматики, то мы решили для начала ограничиться XIX веком. Были просмотрены основные дела фондов 203 и 54 по Звенигородскому и Рузскому уездам. Но для многих наших часовен так и не было найдено ни одного подтверждающего документа. Поэтому решено было провести сквозной просмотр по годам подшивки журналов и протоколов дел Московской Духовной Консистории. К сожалению, в подшивках имеются большие пропуски дел по годам. И пока в них найдено немного новых сведений. Однако работа в этом архиве будет продолжаться, там еще имеется немало потенциально интересных документов, нами пока не просмотренных. Мы не теряем надежды найти недостающие сведения.

• ЦАГМ, ЦГАМО, ГАРФ – это архивы документов советского периода. В них интересных сведений оказалось намного меньше. Все описи по церковной тематике нами уже изучены, наиболее перспективные дела просмотрены. Однако не исключаю, что что-то интересное нами было упущено.

• РГАДА – тут на мое удивление оказалось немало интересных документов XIX века по нашей теме. Имеются уникальные карты межевания XVIII и XIX веков. К сожалению, этот архив закрылся до осени.

Из московских источников информации нами еще не обследованы ГИМ, Минкульт Московской области, РГВИА. В соседних районах перспективны краеведческие музеи Рузы и Звенигорода. Туда планируются выезды. В Санкт-Петербурге также имеется информация по нашей теме. Из архивов РГИА и ИИМК получено несколько важных документов. В работе с последним архивом неоценимую помощь оказал клирик одного из наших храмов диакон Павел Малкин. Но, конечно, в питерских архивах остались еще интересные данные, туда надо ехать и работать.

Прошло уже более года интенсивной работы в различных архивах, изучены десятки описей, просмотрена примерно тысяча архивных документов. Поэтому имеем основание сказать, что накоплен некоторый опыт по сбору информации об утраченных храмах. Полагаю этот опыт может быть полезен тем, кто решит собирать подобную информацию по другим районам Подмосковья. Тем более что, как мне кажется, подобное углубленное исследование еще во многих местах не проводилось (сужу так потому, что по крайней мере сайтов, аналогичных нашему, в интернете не обнаружено). Поэтому мне захотелось передать накопленный нами опыт работы с архивами (наиболее полезными мне кажутся конкретные номера фондов и описей, в которых могут быть интересные дела – знание этой информации позволит заметно сэкономить время при поисках сведений о храмах нужного района). В частном порядке я обращался в ряд благочиний с предложением о передаче своего опыта – увы результативных откликов не было.

4. Полевая работа (выезды на места). Параллельно с поездками в архивы в теплое время года шла так называемая полевая работа. Мы с самого начала решили, что источниками, заслуживающими доверие, являются показания местных старожилов. Особенно ценными являются сведения о часовнях, так как порой о них нет других источников информации. Никакой особой методики с населением у нас не существует. Мы просто приезжаем в очередное селение, где по нашим данным была церковь или часовня, и начинаем искать местных старожилов. Иногда такие находятся, иногда нет. И если попадаются люди компетентные, начинаем беседу, задаем вопросы (был даже составлен специальный опросник). В итоге удалось получить подтверждения о существовании нескольких часовен, о которых в официальных документах нет прямых сведений. Оснований не доверять показаниям стариков-старожилов у нас нет. Да, могут быть ошибки в датах и именах, но по основным событиям прошлых лет люди, думаю, не ошибаются. Поэтому мы заносим на сайт сведения о часовне при наличии даже одного единственного свидетельского показания (правда, в случае сомнений, мы создали специальный раздел, в котором сейчас находится две потенциальные часовни).

5. Краткие итоги. В результате полуторагодовалой работы в библиотеках и архивах скопированы тысячи листов документов, наиболее интересные из которых обработаны и занесены на сайт. Состоялось более сорока полевых выездов, опрошены более сотни местных жителей. Новых утраченных церквей обнаружено не было, да этого и не следовало ожидать. А вот другой наш список увеличился до 42 часовен, то есть прирост с начала работы составил 11 часовен, о которых прежде не было широко известно (кроме жителей самих селений). От людей мы узнали много интересных подробностей о судьбе утраченных святынь. Вот только, к сожалению, новых снимков храмов от населения получено не было. И мы по-прежнему не знаем, как выглядели пять церквей и примерно половина часовен.

Определены точные местоположения всех утраченных церквей. А вот с часовнями ситуация хуже – пока не удалось узнать координаты более десятка строений. К сожалению, в нашем районе есть немало деревень, где не осталось ни одного старожила довоенного года рождения. И, увы, пока найдено лишь несколько старых карт или планов деревень, где имеются отметки некоторых наших часовен.

В прошлом году с благословения Митрополита Ювеналия установлен первый памятный крест на месте уничтоженного храма в селе Савельево. В ближайшее время планируется установка еще двух, кресты уже изготовлены. Начата публикация цикла статей об утраченных святынях в газете местного благочиния «Духовная нива». На данный момент опубликовано семь статей.

Отдельно хочется сказать о человеческом факторе, о помощи со стороны. На финансовую поддержку мы особо не рассчитываем, вся работа ведется на общественных началах на наши собственные средства и в свободное время. К сожалению, местные власти и районная газета к нашей работе интереса не проявили. Как уже говорил, благочинный нашу работу всемерно поддерживает. А вот батюшки на местах помогают далеко не все. Но радует, что некоторые из них «просыпаются», начинают интересоваться историей своих храмов и тех, что стояли поблизости. Огорчает, что работа в ЦИАМе тормозится их правилами (принимают не более трех требований на заказ дел за одно посещение, но разговор с директором на эту тему результата не принес). Не будь таких искусственных барьеров, просмотренных документов было бы больше.

6. Вопросы и дальнейшее задачи. Остается не до конца понятным, почему, несмотря на просмотр огромного количества документов Московской Духовной Консистории и других, на многие часовни не обнаружено явных документальных подтверждений, в лучшем случае имеются косвенные сведения в клировых. И это при том, что все часовни у нас были православными, старообрядческих пока не обнаружено. Мы знаем, что они существовали, это факт, подтвержденный многими старожилами. Получается, что церковные власти либо о них не знали, либо делали вид, что их нет. Внятных объяснений этому пока не найдено, одни догадки.

В ходе работы мы постоянно расширяем сферу наших исследований. Начинали мы со сбора информации только по утраченным церквям и часовням, потом решили попутно фиксировать сведения и по сохранившимся храмам. А теперь расширили наши интересы и до сбора информации о клире. Этим направлением занялся третий участник нашего проекта диакон Павел Малкин. Он также собирает информацию о новомученниках нашего района. В перспективе планируется розыск родственников священников, которые служили в наших храмах.

Мы давно мечтаем создать специальный раздел на нашем сайте для старых фотографий, где будет не только утраченные, но и сохранившиеся церкви и часовни, и вообще старые виды наших селений. Накопление материала идет. Но вот занести все и оформить – руки до этого пока не доходят. Очень перспективным нам кажутся частные и семейные архивы, особенно в плане поиска фотографий храмов и священников. К сожалению, пока нам не известны фамилии краеведов и просто людей, в чьих работах, воспоминаниях могут быть интересующие нас сведения. Есть предположения, что такие архивы имеются в ГИМ и РГБ. Но без знания конкретных фамилий поиски там затруднены.

Будет продолжена как полевая работа, так и работа в архивах. В нашем районе есть еще несколько перспективных мест, где могли быть часовни. Ведь до революции существовала практика (и теперь она возрождается) на месте алтарей ранее существовавших церквей ставить часовни. А у нас были церкви, закрытые в XIX веке и ранее.

В завершение хочется привести одну цитату из официального документа 1922 года (акт изъятия церковных ценностей) с подписью начальника и печатью. Документ обнаружен в ЦГАМО (Ф. 66. Оп. 18. Д. 295), относится к нашему району и в нем есть такая фраза: «По уезду значится триста двадцать пять деревень. В каждой деревне есть часовни, кроме тех, в которых имеются церкви». Это говорит о том, сколько много работы нам еще предстоит.

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика