Система Orphus

Назад

Материалы протоиерея Николая Скворцова о церквях Московской губернии
С. Носиков 30.06.2014

Николай Алексеевич Скворцов – известный церковный историк и краевед. Родился в 1861 году и трагически погиб летом 1917 года. Он был протоиереем, преподавателем Московской духовной академии и Московского археологического института, председателем Церковно-Археологического отдела Общества любителей духовного просвещения; сотрудничал в Комитете по составлению историко-статистических описаний церквей Московской епархии и Комиссии по изучению старой Москвы. Им опубликовано немало трудов по истории столичных и подмосковных храмов и не только (по данным журнала «Петровка, 38». – 2011, 29 июня. Статья «Муж отечестволюбивый»).

Для нас, собирающих информацию о приходских храмах Истринского района Московской области, наиболее интересны его следующие труды, которые были изданы в начале XX века: 1) Скворцов Н. А. Уничтоженные в Богородском уезде церкви. – М., 1901. 33 с. 2) Скворцов Н. А. Уничтоженные в Московском уезде церкви. – М., 1905. 100 с. 3) Скворцов Н. А. Можайский уезд Московской губернии. Существующие и уничтоженные сельские церкви. – М., 1911. 45 с. 4) Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 1. – М., 1911. 266 с. (скачать книгу). 5) Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2. – М., 1914. 828 с. (скачать книгу).

Две последние книги содержат сведения по отдельным храмам всей Московской губернии, но далеко не всем. Оказывается, были еще и другие работы уважаемого протоиерея, посвященные существующим и закрытым церквям в других уездах Московской губернии. Информации об этом практически нигде нет в интернете. Тем неожиданнее и радостнее оказались находки в московских архивах. В НИОР РГБ имеется специальный фонд 275 с названием «Скворцов Николай Алексеевич», в котором имеются немало рукописей и черновиков. Для исследователей церковной истории Подмосковья наиболее интересны следующие дела: 1. П. 4. Д. 1. Волоколамcкий уезд. Существующие и уничтоженные церкви. 121 л.
2) П. 4. Д. 2. Бронницкий уезд. Существующие и уничтоженные церкви. 155 л. 3) П. 5. Д. 2. Город Руза и уезд. Существующие и уничтоженные церкви. 154 л. 4) П. 5. Д. 3. Город Дмитров и уезд. Существующие и уничтоженные церкви. 84 л. 5) П. 5. Д. 4. Богородский уезд. Существующие и уничтоженные церкви. 88 л.

В другом столичном архиве – ОПИ ГИМ – в фонде 465 с названием «Александровский Михаил Иванович» обнаружено еще несколько черновиков рукописей Скворцова: 1) Д. 119. О церквях Коломенского уезда (в соавторстве с А. Сергиевским). 2) Д. 122. Существующие и уничтоженные церкви Звенигородского уезда. Ч. 1. 143 л. 3) Д. 123. Существующие и уничтоженные церкви Звенигородского уезда. Ч. 2. 183 л. 4) Д. 124. Серпуховской уезд. Существующие и уничтоженные церкви. 155 л.

Возможно, где-то еще сохранились аналогичные труды Н. А. Скворцова, посвященные церквям других уездов Московской губернии, кроме перечисленных выше. Например, пока не встречались материалы по Верейскому, Клинскому и Подольскому уездам (по крайней мере, в названиях дел). Возникает также вопрос: а почему наследие известного протоиерея оказалось разбросанным по разным архивам? Достоверного ответа мы пока не знаем. Вероятно, новым революционным властям работы по церковной истории оказались ненужными и долгое время, как было сказано на сайте www.ks99.ru (ныне не действует): много пачек рукописей Скворцова просто валялось под лестницей в Московской Духовной Консистории. Видимо, неравнодушные люди, понимая ценность этих материалов, как могли их спасли.

По теме нашей работы просматривались и изучались найденные материалы по Рузскому и Звенигородскому уездам в рамках границ нынешнего Истринского района. Да, к сожалению то, что сохранилось – это «чистой воды» рукописи, написанные четкой рукой и довольно легко читаемые. Вряд ли автор предполагал, что кто-то спустя век будет изучать его труды. Этим видимо, вызваны огрехи оформления: некоторые листы перепутаны, иногда встречаются повторы, а материал по нескольким церквям оказался разбросанным по разным частям рукописей. В текстах имеются сокращения типа АМДК, которые автор не расшифровывает (впрочем все их удалось понять). Как это всегда бывает в больших новаторских трудах, встречаются ошибки (например, дело о часовне в сельце Вельяминово, которое было в приходе церкви Пятницы-Берендеево, ошибочно отнесено к церкви на Ильинском Городище). Кроме того для некоторых храмов по каким-то причинам информации нет или совсем мало. По всем признакам найденные труды протоиерея явно не завершены (возможно, по этой причине и не изданы до революции).

Много сведений в рукописях позаимствовано из работ братьев Холмогоровых, которые были опубликованы несколькими годами ранее. Но это вовсе не снижает ценность трудов Скворцова, так как он смог разобраться в топонимике, идентифицировать некоторые «неоднозначные» древние поселения, где когда-то существовали церкви. Кроме того, в рукописях приводится немало уникальных сведений как по XIX веку, так и более раннему времени, например второй половине XVIII века, то есть периодам, не охваченным в книгах Холмогоровых. И самое замечательное, что встречаются выписки из дел Московской Духовной Консистории, которые к настоящему времени не сохранились (или пока еще не найдены), приводятся номера конкретных дел (надеемся, это поможет облегчить последующий поиск).

Все это делает найденные материалы крайне ценными. Например, впервые обнаружены сведения о существовании часовни в деревне Бели и шатра-часовни в селе Бужарово. Ввиду чрезвычайной важности для темы наших исследований решено было занести на наш сайт работы Скворцова по двум уездам – Рузскому и Звенигородскому. Это рукопись по церквям Рузского уезда (НИОР РГБ. Ф. 275. П. 5. Д. 2) и материалы по Звенигородскому уезду (ОПИ ГИМ. Ф. 465. Д. 122, 123) в двух частях. Из-за довольно большого объема рукописей, переписывались только те части текста, которые имеют отношение к территории нынешнего Истринского района.

Скворцов Н. Город Руза и уезд. Существующие и уничтоженные церкви
НИОР РГБ. Ф. 275. П. 5. Д. 2. Л. 1-214. Черновик неизданной книги. 1897-1899 годы

Скворцов Н. Звенигородский уезд. Существующие и уничтоженные церкви. Часть 1
ОПИ ГИМ. Ф. 465. Д. 122. Л. 1-143. Черновик неизданной книги. 1897-1899 годы

Скворцов Н. Звенигородский уезд. Существующие и уничтоженные церкви. Часть 2
ОПИ ГИМ. Ф. 465. Д. 123. Л. 1-205об. Черновик неизданной книги. 1897-1899 годы

Крайне важен вопрос о датировке рукописей. Нигде в материалах дел не обнаружено ни одной оригинальной даты написания текста, проставленной самим автором. На обложке дела 122 по Звенигородскому уезду чьей-то рукой (не авторской) карандашом написано «1906-1920 годы». Такая датировка вызывает большие сомнения как тем фактом, что летом 1917 года протоиерея убили, так и тем, что в рассматриваемых материалах не обнаружено ни одной ссылки на документы XX века. Самые поздние документы, на которые ссылается автор – это датированные 1896 годом клировые ведомости церквей. Наиболее логично предположить, что в то время известный протоиерей, вероятно, мог использовать в своей работе любые имеющиеся в Консистории документы. Поэтому при необходимости получения самых последний сведений о церквях, он мог брать наиболее «свежие» дела. Кроме того, в его текстах по истории церквей не нашли никакого отражения сведения о строительстве каменных храмов в начале ХХ века в Ламишине и Дарне. Видимо, в это время автор уже прекратил работу над указанными материалами. Все вышесказанное позволяет более-менее уверенно датировать рукописи (по крайней мере, тех двух уездов, что просмотрены) 1897-1899 годами.

В завершении хочется еще раз подчеркнуть исключительную важность для исследователей церковной истории Подмосковья сохранившегося наследия Николая Алексеевича Скворцова. Можно уверенно говорить, что приводимые в рукописях сведения во многом уникальны, по временным рамкам значительно шире известных трудов братьев Холмогоровых. Некоторые дела Московской Духовной Консистории XVIII-XIX веков, которые он использовал в своей работе, не сохранились до нашего времени. И тем огорчительнее, что далеко не все замечательные труды протоиерея оказались напечатаны. Более того – они практически не известны исследователям. В сохранившихся рукописях имеются много сведений, которые не нашли отражения в упомянутые выше книгах Скворцова 1911 и 1914 годов. Почему так случилось, почему до революции были опубликованы материалы только по некоторым уездам – мы не знаем. Но это можно исправить сейчас, опубликовав сохранившиеся рукописи. Наиболее простой путь – напечатать репринтные издания в виде «как есть», или оформить их в виде файлов pdf и выложить в открытый доступ. Однако учитывая незавершенность трудов протоиерея, хорошо бы выполнить работу, подобную той, что проделана нами для двух уездов: проверить приводимые в рукописях сведения, убрать ошибки и повторы, изменить (где необходимо) порядок следования листов.

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика