Система Orphus

Назад

Материалы круглого стола, состоявшегося 11 октября 2013 года в музее «Новый Иерусалим»
С. Носиков, С. Мамаев Капля в море российской истории: село Бужарово и окрестности. – М., 2014. С. 12-15

Капля в море российской истории: село Бужарово и окрестности. Материалы круглого стола, состоявшегося 11 октября 2013 года в Выставочном корпусе Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» (Московская область, город Истра). – М., 2014.

* * *

С. 12: С. П. Носиков. Я, можно сказать, самозваный краевед: занимаюсь этим меньше двух лет. Как-то я попал на выставку об утраченных храмах в музее «Новый Иерусалим» (в трапезных палатах), и меня поразило, что были на Истринской земле храмы, которые ныне неизвестны. Начав заниматься темой, я познакомился с Сергеем Юрьевичем Мамаевым (он написал уже книгу) и с диаконом отцом Павлом Малкиным. Главная тема нашего небольшого коллектива – утраченные храмы Истринского края. На нашем сайте «Утраченный Божий Дом» представлены 14 церквей и больше 40 часовен. В своих выступлениях мы с Мамаевым будем больше говорить не о людях, а о самой местности.

Бужарово – интересная местность, судя по материалам московских архивов. Мы сначала работали сами по себе, а уж потом я задавал вопросы отцу Алексию Бондареву. Найденное нами вполне может войти в третье издание книги о Бужарово.

Каменная церковь Преображения в Бужарово, согласно официальным данным, построена в 1859 году. В РГАДА нами обнаружено датированное 5 ноября 1858 года дело о выдаче нового антиминса в придел Успения Божией Матери. Этот придел был освящен первым. Предпоследняя деревянная церковь на этом месте была построена в 1731 году В архивных документах найдена запись о ее ремонте в 1839 году, а по клировой ведомости храма за 1842 год отмечено, что утвари в храме «посредственно». Видимо, в связи с

С. 13: обветшанием деревянной церкви в 1853 году было подано прошение о постройке каменного храма (в деле говорилось об особенной на цели строительства сумме в 1175 рублей; это немалые деньги на то время). В одних случаях строили новую церковь на месте прежней, в других – рядом с ней, чтобы не прерывать богослужение. В нашем случае первоначально хотели строить каменный храм на месте старого.

Однако в ЦИАМе сохранились два дела за 1856 год, где идет речь о возведении храма на расстоянии в полторы сажени (около 3 метров; так удобно устраивать подмостки от одного храма к другому) от старого, но не указано конкретное место. В деле есть ссылки на планы и чертежи, но их самих там не оказалось. Учитывая характер местности (недалеко крутой обрыв к реке Истра) и то, что каменная церковь более тяжелая и более крепкий фундамент ей требуется, мы сделали предположение, что она была отнесена к северу от деревянного храма. Из документов архивного дела мы узнали об обследовании места под храм: оно было признано приличным, однако необходимо было укрепить берег и отодвинуть на 5 саженей (примерно 10 метров) находившиеся там дома священника Воинова (при его служении осуществлялось строительство храма, многие документы подписывал он и дьячок), а также крестьян Терентьева и Андреева. Сообщается, что священник и дьячок согласились получить от прихожан в качестве компенсации по 20 рублей серебром (хорошие деньги), приличествующее вознаграждение для указанных крестьян тоже предусматривалось, хотя сумма не называлась). К 1856 году была собрана сумма 2500 тысячи рублей и изготовлено более полумиллиона кирпичей.

Из дела 1860 года следует, что каменная церковь уже сооружена, в трапезной и в правом Успенском приделе совершаются службы; отмечается что на это время Успенский придел был в новом храме, а Преображенский – в старом деревянном, то есть в течение какого-то времени существовали обе церкви – старая и новая. В деле имеются прошения священника Воинова о переносе деревянной церкви на кладбище (на расстояние примерно полкилометра) и устройстве в ней престола во имя Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости (развитая в XIX веке бюрократия и порожденные ею бумаги очень помогают нам в работе.) Благочинный Александр Копьев, служивший в селе Куритниково (ныне Куртниково), освидетельствовал по предписанию деревянный храм и доложил по начальству, что церковь деревянная ветхая, есть «дерева гнилые» и переносить ее на кладбище нецелесообразно.

В страховом деле за 1910 год говорилось о часовне каменной (оценочная стоимость 50 рублей) и часовне деревянной (оценочная стоимость 20 рублей), а в клировой ведомости 1916 года записано, что к бужаровской церкви относились две часовни, но не было указано, где конкретно они находились: в самом селе или в деревнях, приписанных к нему.

В книге Радченко, о которой здесь говорили, приведена схема села. Там мы и обнаружили на кладбище значок, по виду похожий на часовенку. А дальше начался поиск старожилов, увенчавшийся успехом. Клавдия Андреевна Бакланова, 1929 года рождения, живущая недалеко от храма, рассказала о деревянной часовне на кладбище. Я ее туда свозил, и она показала место, где стояла часовня, разрушенная еще до Великой Отечественной войны. С датировкой нам помогло дело 1862 года, где говорилось о деревянной часовне, причем только о ней одной. Отсюда мы сделали вывод, что между 1859 и 1862 годом, несмотря на отказ в переносе деревянного старого храма на кладбище по причине ветхости, все-таки благочестивые люди ее там построили. По нашему предположению, она была Скорбященская. Отмечу по ходу, что по наименованию часовен часто никаких сведений нет; одни специалисты говорят, что обязательно должно быть посвящение часовен, а в документах Московской духовной консистории очень редко это указывается.

По благословению благочинного Истринского округа отца Димитрия Подорванова мы публикуем результаты наших исследований в газете Благочиния «Духовная нива». В №7 за 2012 год дана информация о Троицкой церкви на погосте

С.14: Мушкино (о ней будет говорить С. Ю. Мамаев) и об описанной выше бужаровской часовне.

Со второй часовней, приписанной к церкви Преображения в Бужарово, оказалось намного сложнее: ни публикаций, ни карт, ни архивных дел обнаружить не удалось; старожилы тоже ничего не могли рассказать. Но тут подоспело сообщение протоиерея, настоятеля храма Алексия Бондарева. К нему в храм пришел Родионцев Семен Николаевич, 1929 года рождения, уроженец Бужарово, проживающий в Дедовске. В нашем разговоре старожил вспомнил о каменной часовне, которая стояла около храма. А раз около храма, то скорее всего в память о деревянном храме и на том месте, где он стоял, то есть с южной стороны. Отец Алексий подтвердил, что во время ремонта храма там было найдено много кирпичей. В паспорте на церковь, составленном по указанию Министерства культуры СССР, зафиксировано, что одновременно с церковью в селе была построена каменная часовня (не сохранившаяся).

К сожалению, фотографий, ни той, ни другой часовни нам не удалось обнаружить. Это вообще очень редко бывает. Иногда лишь попадается информация в делах 54 фонда ЦИАМ (это дела строительного отделения, поэтому там бывают чертежи). По словесным описаниям старожилов, была деревянная часовня и кирпичная, выкрашенная в белый цвет.

Наша бужаровская история имеет небольшое продолжение. Есть в Подмосковье село Никольское-Размыслово, куда я выезжал искал старожилов. Там мне одна женщина рассказала, что она – внучка бужаровского священника Петра Петровича Орлова. В общем, новая информация есть, нужно готовить третье издание книги про Бужарово.

В заключение хочу поблагодарить музей «Новый Иерусалим». Мы изначально приняли решение – каждому факту найти документальное подтверждение, поэтому я обратился к сотруднице музея Марии Александровне Крючковой. Она любезно познакомила меня с музейными фондами, разрешила сделать фотографии, которые нам очень помогли в работе.

 

* * *

С. 14: С. Ю. Мамаев. Я расскажу, какие сведения нам удалось собрать об утраченном храме, находившемся на погосте Мушкино (в трех километрах от Бужарово, по дороге на Карцево). Там сохранился небольшой живописный пруд, который местные жители называли Поповским из-за стоявшего рядом с ним еще 80 лет назад деревянного храма. Мушкино – название древнее: первый раз оно упоминается в 1339 году как Мушкова гора; этим местом владел князь Дмитрий Донской и его потомки. Затем здесь поселились потомки Григория Александровича Пушки – предки Александра Сергеевича Пушкина. В 1789 году дед знаменитого поэта построил на погосте Мушкино новый деревянный Троицкий храм взамен сгоревшего, с приделом Архангела Михаила. Приход был не очень многолюдным, и погост редко упоминается в документах. В 1870-х годах священнику даже разрешили приискивать себе место в других храмах чтобы существовать более-менее сносно. В ночь с 11 на 12 января 1870 года в Мушкино опять произошел

С. 15: пожар: сгорел дом священника. Благодаря объявлению в журнале «Московские церковные ведомости» для него какие-то средства собрали. В метрике храма от 1887 года, обнаруженной в архиве Института истории материальной культуры в Петербурге благодаря усилиям отца Павла Малкина, есть подробное описание храма: построен он на ровном месте, близ большого пруда; в вышину – 10 саженей, обшит тесом; крыша крыта железом; всех колоколов пять и так далее.

В начале XX века возникла необходимость в строительстве нового каменного храма. Помещица Людмила Николаевна Демидовская, владевшая деревней Синево, подала прошение; оно было рассмотрено, постройка разрешена. По проекту этот храм должен был находиться примерно в 130 метрах от старого, ближе к Синеву (сейчас на этом месте кладбище). Было ли начато строительство, не известно. Началась Первая мировая война, затем случились революции.

С приходом советской власти храм разделил участь тысяч других храмов России: сначала был составлен договор с общиной верующих, потом – изъяты церковные ценности, а в начале 1930-х годов по прошению жителей Мособлисполком принял решение храм закрыть, так как он три года не функционировал и население от него «отклонилось». Перед закрытием техник его обследовал, от руки нарисовав схему деревянного храма. Это – единственное, что удалось найти в ЦГАМО (ни одной фотографии у нас нет). Планировалось церковь переоборудовать под клуб. По словам старушки-старожила, клуб так и не сделали, а в 1938 году церковь разобрали по бревнам. По сведениям, полученным от жительницы Синева Анны Михайловны Ивановой, 1921 года рождения, которую крестили в этой церкви в младенчестве, храм начали разбирать в 1931 году, что противоречит архивным данным. Она также говорила, что храм разобрали по бревнам откуда-то приехавшие люди, которые и увезли бревна к Ново-Иерусалимскому монастырю. Лет пять назад по инициативе Михаила Александровича Колесникова местные жители очистили от зарослей это место; Колесников по благословению отца Димитрия Шмелева из Куртникова поставил своими силами деревянный крест и табличку с информацией о церкви. Тогда они провели небольшие раскопки и обнаружили фундамент (8х8 метров) из белого камня.

Нам не удалось пока еще найти изображения этой церкви, как и еще двух, представленных на нашем сайте. Один из сотрудников сайта «Храмы России» нам подсказал, что, судя плану, она была похожа на Казанскую церковь в городе Егорьевске (рубленная, восьмерик на четверике).

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика