Система Orphus

Назад

Крестовоздвиженская церковь в селе Телепнево
С. Мамаев, С. Носиков, П. Малкин Духовная Нива. – 2013, №6. С. 6

В девяти километрах западнее районного центра, чуть в стороне от шумного Волоколамского шоссе, на левом берегу речки Малой Истры на безлесной и овражистой местности расположилось село Телепнево, в котором до войны стояла каменная Крестовоздвиженская церковь, ныне также утраченная.

В конце XVI века село Телепнево с деревянной церковью Воздвижения Креста Господня находилось во владении Московского Новинского монастыря. В Смутное время церковь была разрушена, но уже в 1643 году в селе возвели новый деревянный храм того же посвящения. В 1690 году храм был снова перестроен. Сохранилась благословенная грамота на строительство: «В селе Телепневе подле старой церкви построить новую во имя Воздвижения честнаго Креста Господня, а верх на той церкви велеть сделать по чину против прочих древянных церквей, а не шатровой, а олтарь делать круглой, тройной».

В 1755 году священник Крестовоздвиженского храма Евтихий Михайлов обращался с прошением о ремонте, чтобы «оную церковь осмотря, описать все ветхости и по описи ее возобновить, дабы она без службы не находилась». В 1757 году священнику было выдано на ремонтные работы 30 рублей. С середины XVIII века Телепнево относилось уже к Синодальному экономическому правлению, а с 1773 года – к ведомству Коллегии экономии. Село входило в Горетов стан Московского уезда, а к началу XIX века – в Телепневскую экономическую волость Рузского уезда.

После Отечественной войны 1812 года местный благочинный докладывал своему начальству: «Церковь Воздвижения Креста Господня без приделов цела и неприятелем неприкосновенна. Престол и на нем срачица, одежда и священный антиминс целы и невредимы. Церковная утварь вся цела и спасена в церкви, жемчугу ж и золота во оной ни на каких вещах не имеется, а серебряныя вещи находятся в целости, церковных же сохраненных вещей зарытых не было, а церковная сумма, состоявшая до нашествия неприятеля налицо от продажи свеч и подаяния в кружку, цела и спасена в церкви; к отправлению священнослужения потребныя книги есть. Иконостас, в нем иконы и на них оклады целы и не повреждены».

В январе 1830 года митрополит Московский Филарет в своей резолюции на рапорте о нерадении священника Платона Стефанова и церковного старосты Крестовоздвижеской церкви об исправлении ветхостей в храме предложил Духовному Правлению «приходскаго священника, призвав, увещевать и обязать подпискою, чтобы об исправлении церковных ветхостей приложил старание немедленно, под опасением наказания». В рапорте благочинного было написано что, «Крестовоздвиженская церковь зданием деревянная с таковою же колокольнею, которая 1820 года была возобновлена и с лица обшита тесом, крышею еще прочна. Ныне же хотя в меньшем виде, но имеет следующие ветхости: над трапезою дощатаго наката в двух местах с одного конца две доски имеют гнилость и под оным балка, поддерживающая накат, также с одного конца частью сгнила; в стене настоящей церкви от северной стороны бревна прогнили в меньшем же виде; колокольня хотя по наружности не ветха, но под оною столбы, на коих она основана, от времени ставятся не прочными. И вся сказанныя ветхости по замечанию моему произошли от бывшей до возобновления оной церкви».

В клировой ведомости за 1854 год сохранилось описание телепневской церкви: «Построена от сотворения мира в 7151 (1643) году при благодарном царе и Великом князе Михаиле Федоровиче тщанием прихожан. Зданием деревянная с таковою же колокольнею. В 1842 году по дозволению Филарета Митрополита подведена под фундамент из белого камня. В 1843 году покрашена. В 1850 году вторично крашена. Ограду имеет деревянную. Престол один Воздвижения Креста Господня. Утварью посредственна. Причта положено издавна: священник, дьячок и пономарь. Земли при сей церкви усадебной три десятины. Домы у священноцерковнослужителей собственные деревянные на церковной земли состоят. На содержание причта получают оклад 40 рублей, с 1000 рублей проценты. Зданий принадлежащих сей церкви нет».

В декабре 1858 года в Московскую Духовную Консисторию было подано прошение «о дозволении построить в селе Телепнево Звенигородскаго уезда вместо деревянной новую каменную церковь с колокольней». Средства на постройку состояли из церковной кошельковой суммы 1500 рублей серебром и жертвуемых прихожанами: помещицей сельца Леоново Александрой Герасимовной Спасской, желающей к новой церкви перенести прах умершего сына Алексея, 3000 рублей серебром, помещицей сельца Дергайково Марией Степановой 1500 рублей серебром, крестьянами села Телепнево братьями Иваном и Павлом Купцовыми 300 рублей серебром и Василием Ивановым 150 рублей серебром.

Также в пользу церкви был пожертвован устроенный крестьянами кирпичный завод, на котором изготовили более 100 тысяч штук кирпича и имелась возможность сделать «все потребное для постройки количество». Прихожане обязались собственными подводами доставлять «безденежно на место стройки все потребное количество бута, песку, глины». Инженер Московской палаты государственных имуществ Грудзин «более удобным и приличным» для строительства выбрал место «на церковной земле близ старой церкви», на что «все прихожане изъявили единодушное согласие». На построение новой церкви в Телепневе с колокольней и усыпальницей по смете, составленной инженером Грудзиным, потребовалось 10 491 рубль 50 копеек серебром.

В ходе строительства между священником Евфимием Смирновым и крестьянами села, которые выбрали строителем храма Павла Григорьевича Купцова возникли разногласия. В Московскую Духовную Консисторию были поданы два прошения: от строителя Купцова с жалобой на священника, что «не уплачены ему деньги за закупленные в церковь железо 125 рублей, за дрова 36 рублей, и подрядчику за произведенную каменную работу 400 рублей» и от крестьян села Телепнево «об отведении священника Евфимия в другой приход». В итоге оба прошения были оставлены «без последствий», а Купцов «от должности строителя был удален». Однако Епархиальное начальство признавало, что он «хотя делал бездоказательные доносы, но довольно потрудился для церкви».

В сентябре 1862 года по прошению причта были выданы антиминсы и состоялось освящение «двух придельных храмов вновь устроенных при Крестовоздвиженской церкви во имя Преподобнаго Алексия Человека Божия и Святителя и Чудотворца Николая». К прошению была приложена опись означенных приделов, «в коей между прочим показано: на престол и жертвенник куплены три небольшие накладные серебра шандалы, куплено медное посребряное паникадило, куплен один аналой и куплены плащаница, Евангелие, кресты и прочее. На сем прошении резолюцией Его Высокопреосвященства предписано: «Выдача освященных антиминсов и освящение храмов разрешается. Благочинному и местному священнику сделать замечание за то, что они написали безтолково. Что куплено, пишут в приходорасходной книге, а не в описи».

В январе 1868 года было принято решение разобрать ветхую деревянную церковь в Телепневе, на что Звенигородское Духовное Правление, которому Консисторией предложено было рассмотреть дело, мнением положило: «Деревянная церковь в селе Телепневе от давнего существования пришла в значительную ветхость и отправлять в ней богослужение как видно из произведеннаго местным благочинным дознания не возможно; для отправления же Богослужения вместо деревянной ветхой церкви построена каменная трехпрестольная церковь, в которой в 1862 году и освящены два престола, икон важных по значительной древности в деревянной церкви в настоящее время нет, кроме икон Воскресения Христова и Святителя Николая, то дозволить священноцерковнослужителям со старостою церковным села Телепнева, согласно их прошению разобрать ветхую деревянную церковь и материал оной употребить на отопление церковных печей в каменной церкви. Престол, ветхие и незначительные иконы из оной церкви сжечь по установлению, иконы же Воскресения Христова и Святителя Николая как важные по недавнему греческо-фряжскому письму перенести в трапезу вновь построеннаго каменнаго храма. Железную крышу с деревяннаго храма употребить на какое-нибудь церковное дело». Однако несмостря на разрешение Консистории храм разобрать в марте 1871 года он еще стоял, так как благочинные его снова осматривал и доносил об этом: «церковь сия ветха и без поддержки не благонадежна; прихожане от исправления ея ветхости отказались, священноцерковнослужители с церковным старостою обязались в случае упразднения церкви устроить на месте престола часовню, в чем и дали от себя подписку». Эта часовня, видимо, так и не была построена, так как ни в одном документе сведений о ней нет.

В 1887 году молодым священником Николаем Воздвиженским была составлена метрика, в которой подробно описаны архитектурные особенности Крестовоздвиженской церкви: «Построена в форме квадрата, одноэтажная, алтарь с одним полукружием. Длина церкви вместе с трапезою 25 саженей, в ширину 10 саженей, в вышину 12 саженей. Средина стен насыпана бутом и залита цементом, который положен тонким слоем. Кирпич обыкновенный в 6 вершков длины. Стены гладкия, сохранены в первобытном виде. Кровля шатровая на два ската. Сделана из железа, выкрашена красками, новая. Фонарь с пролетами, сквозной, никаких украшений не имеется. Устроен прямо над сводами. Глава шарообразная, одна. Крест железный, осьмиконечный, цепей нет. Окна узкия, продолговатыя сведенныя вверху мысом. В алтаре их два. Решетки железныя в виде копия. Всех дверей три, расположены: одна с западной стороны, другая с северной, и третья с южной. Двери деревянныя, обложены железом. Паперть с одной стороны. Колокольня построена вместе с церковью в 1861 году, из кирпича. Колоколов пять, позднейшаго времени, кроме имени мастера иных надписей не имеется».
Далее в том же документе приведено и внутреннее описание храма: «Алтарь от храма отделяется каменною стеною с тремя престолами. Трапеза устроена в виде палаты. Глухою стеною с пролетами. Своды стрельчатые. Пол плитяной. Одинаковый и в церкви и в алтарях и в притворе. Алтарь возвышен на одну ступень. Престол деревянный. Ширина аршин, длина 6 вершков, вышина 8 вершков. Иконостас новаго устройства с колоннами, сделан из дерева, резной. Имеет три яруса, царския двери гладкия, верх царских дверей оканчивается крестом. Солея каменная, возвышается от помоста храма на одну ступень, решеткою не отделена. Есть амвон, устроен из камня. Стены не расписаны. Все иконы в иконостасе писаны в русском стиле, никаких записей на иконах нет. В медных посеребренных рамах, дальнейшее их сохранение обеспечено. Чудотворных и явленных икон нет, особенно чтима икона Святителя Николая. В храме устроен склеп госпожи Спасской и ея родственников».

За период с начала 1890-х годов вплоть до революции сохранилось сразу несколько документов о проводимых в Крестовоздвиженской церкви ремонтных работах. В частности, в июле 1894 года «на средства жертвователей до 300 рублей украсили храм стенною живописью», в июне 1898 года «позолотили крест на колокольне и окрасили шпиль и купол масляною краскою с израсходованием на сие 150 рублей церковных денег». В апреле 1902 года причт и староста просили «исправить живопись как в настоящей холодной церкви, так и двух приделах теплой церкви, заново вызолотить два иконостаса в двух приделах и промыть здесь живопись на иконах, в притворе сделать новый пол, а над папертью устроить крытый навес на столбах». На весь вышеуказанный ремонт по смете требовалось 1200 рублей, каковую сумму пожертвовал «на сие дело церковный староста села Телепнева крестьянин Александр Павлович Колосов из своих средств». Спустя еще год «окрасили и поправили крышу и куполы храма, вызолотили крест на храме, исправили два каменных столба в церковной ограде, окрасили и местами позолотили гроб плащаницы с израсходованием на сие 100 рублей из свободных церковных сумм и 300 рублей пожертвований». В июне 1917 года, несмотря на сложную ситуацию в стране, в телепневской церкви «промыли и возобновили живопись на стенах храма и алтаря, с израсходованием на оный ремонт 600 рублей, из которых 200 рублей жертвованных денег, остальная же сумма покрыта из наличных церковных сумм».

Согласно страховой карточке, составленной в 1910 году, каменную церковь Воздвижения Креста Господня в селе Телепнево оценивали в 12 000 рублей. Церкви также принадлежали деревянная сторожка и сарай для дров. Последняя найденная клировая ведомость храма относится к 1918 году, из нее известно, что церковь на тот момент была «зданием каменная с таковою же в одной связи колокольнею, обнесена каменною оградой с железной решеткой, с тремя престолами: в настоящей холодной во имя Воздвижения Креста, в теплой справа – Преподобного Алексия Человека Божия, и слева – Святителя Николая». По штату при церкви числились священник Алексей Михайлович Виноградов и псаломщик Валентин Владимирович Троицкий. К церкви была приписана деревянная часовня в деревне Холщевики. В приход, помимо самого села, входили деревни Дергайково, Жилкино, Киселево, Леоново и Холщевики. Всего в приходе числился 131 двор, 409 мужских и 449 женских душ.
С приходом советской власти Крестовоздвиженская церковь, как и все остальные в уезде, по соглашению с Лучинским волостным совдепом, в 1921 году была передана «в безсрочное безплатное пользование» общине верующих, о чем был составлен акт с описью церковного имущества. Эта опись позволила установить точную дату освящения настоящей церкви и описание главного престола: «В холодном – среднем алтарный престол деревянный во имя Воздвижения Креста Господня. Жертвенник деревянный. Священный Антиминс атласный, желтый, освящен в 1879 году 26 января Преосвященным Епископом Дмитровским. За престолом крест в медно-посеребреном окладе и икона Богоматери Тихвинская в медно-посеребреной ризе. Иконостас деревянный, окрашенный, с позолоченными колоннами». Там же есть и краткое описание колоколов: «большой весом 122 пуда, средний весом 42 пуда, караульный весом 30 пудов» и три малых.

В мае 1922 года из храма изъяли некоторые церковные ценности. К сожалению, текст основного списка в архивном документе ввиду его состояния прочитать невозможно, поэтому осталось неизвестным – что конкретно было изъято. В июне 1933 года по ходатайству Истринского райисполкома было принято решение «о закрытии церкви в селе Телепнево для переоборудования под клуб». Текст постановления стандартный: «Церковь в селе не функционирует в течение трех лет, население ходатайствует о закрытии церкви и передачи под клуб, группа верующих пользуются близ действующей церковью на расстоянии трех километров» (имеется в виду Покровское-Рубцово). Было представлено и заключение о церковном здании: «Здание кирпичное под железной крышей. Над летним помещением квадратная башня по размеру первого этажа. Колокольня трехъярусная, колокола не сняты. Здание расположено в центре селения на площади рядом с помещением сельсовета, школы и кооператива. Здание церкви можно использовать под клуб, разобрав колокольню. Зрительный зал около 55 квадратных метров расположить поперек здания. При капитальных затратах на переустройство всего здания с разборкой колокольни и устройства 2 этажа необходимо около 25 тысяч рублей».

Дальнейшую судьбу Крестовоздвиженского храма удалось узнать у местных старожилов. Валентина Александровна Крянина рассказала, что «после закрытия церкви в ее помещении организовали швейный цех, а во время Великой Отечественной войны в ноябре 1941 года наши отступающие войска телепневский храм взорвали». Другая жительница села Галина Михайловна Борбот узнала храм по фотографии и показала точное место его расположения: «Сейчас на месте храма стоит продуктовый магазин, который построили примерно в начале 1960-х годов. Когда перед этим расчищали место от обломков, находили подсвечники, старые монеты и куски ткани».


Из фондов музея
«Новый Иерусалим»
Дата 1941 год

Статья в газете
«Духовная Нива»
Дата Скачать

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика