Система Orphus

Назад

Две часовни села Петровское Рузского уезда
С. Носиков 12.01.2014

К сожалению, до недавнего времени информации о часовнях в селе Петровском Рузского уезда (ныне село Новопетровское Истринского района) было очень мало. Еще два года назад из клировой ведомости Петропавловской церкви за 1916 года мы узнали, что «приписанных к сей церкви часовен две»[1]. Ни дат, и материалов постройки, ни посвящений, ни даже где они находились – ничего не было известно. Только в книге 1909 года удалось найти: «На 80-й версте дорога проходит через весьма большое торговое село Петровское (с двумя церквами и почтово-телеграфною конторою), разрезав его на 2 части»[2]. Насчет второй церкви в селе – видимо, это ошибка, нигде о ней более не говорится. Скорее всего за вторую церковь авторы книги приняли часовню, которая находилась недалеко от железнодорожных путей.

Далее поисковые события развивались так. В фойе администрации села Новопетровского я увидел фотовыставку старых фотографий (вероятно, сделанных в начале XX века) с видами села и местной церкви. Указан был автор этих снимков – Секлетов. Когда я попытался что-то узнать об авторе, служащая администрации сказала, что жив его родственник, проживающий в Истре, и дала его телефон. Я позвонил, и в марте 2012 года состоялась встреча с Сергеем Васильевичем Секлетовым, который подтвердил существование часовни в селе Новопетровское. Он принес с собой оригиналы старых снимков (тех, что видел в фойе), сделанные его дальним родственником, и я снял с них копии. На одной из фотографий сзади имеется такая подпись: «На берегу пруда у Волоколамского шоссе, в селение Ново-Петровском идет религиозный молебен, иконы брали из церкви и часовни, которая стояла на берегу пруда села Ново-Петровского». На самом снимке часовни не видно, но судя по солнцу и времени проведения молебна (утренние часы), снимок сделан с запада и на нем виден северный берег пруда. Сергей Васильевич сказал, что пруд находится у железной дороги недалеко от его дома в Новопетровском (факт расположения поблизости путей важен в свете упоминания в книге и возможности видеть это место из вагонов поезда). Мы договорились о встрече на месте.

В мае 2012 года я приехал в Новопетровское и за железнорожным мостом обнаружил пруд (который образован от запруды на речке Маглуше, по старому Мологоше) и примерное место, откуда был сделан старый снимок. Совсем рядом оказался и дом, в котором летом проживает Сергей Васильевич. При встрече он рассказал, что на его участке ранее было старое кладбище (добавил при этом, что потом его перевели к церкви, а еще позже туда, где оно сейчас – на окраине села по дороге на Кореньки). Он также показал два осколка старинных могильных плит, которые нашел у себя на огороде и указал на примерное место бывшей часовни на соседнем участке, который ближе к пруду. Другие местные жители подтвердили, что часовня находилась на берегу у пруда, хотя никто из них ее лично не видел. Но добавили, что она была уничтожена не сразу после революции, а еще некоторое время существовала. К сожалению, никто из старожилов не смог назвать ни посвящения часовни, ни времени ее разрушения. Фотографий тоже ни у кого не было[3].

Таким образом, стало понятно, что одна из двух приписных часовен находилась в самом селе Петровское. Некоторые местные жители высказывали предположение, что и другая тоже могла быть в селе (например, у больницы). Но это были непроверенные сведения, поэтому вторую часовню мы после некоторых сомнений поместили на сайте в специально созданный раздел «Поиск».

Долгое время нам не удавалось найти новых сведений об этих часовнях. И вот в конце 2013 года в отделе рукописей РГБ была найдена неопубликованная книга протоиерея Николая Скворцова, в которой говорится, что в деревне Бели, что на речке Тростенке, в XVII веке была церковь Спаса Нерукотворного Образа[4]. Когда она была ликвидирована, в точности не говорится, лишь отмечено, что «уничтожена Литвою» (то есть в начале XVII века). Но зато далее сказано: «На месте церкви в Бели стоит деревянная часовня». К сожалению, нет никаких дополнительных подробностей. Но и это очень важная для нас информация. Учитывая, что рукопись Скворцовым написана вероятно в конце XIX века, и что деревня Бели в это время находилась в приходе села Петровского Рузского уезда, можно предположить, что это и есть та самая вторая приписная часовня, о которой долгое время ничего не было известно. Поездку на место решено пока отложить до наступления теплого времени года. Но уже сейчас эту часовню мы перевели из раздела «Поиск» в основной список объектов.

Примерно в это же время в другом архиве было обнаружено дело, в котором оказались ранее неизвестные сведения о часовне в деревне Петровское (стало селом только в 1843 году после постройки церкви). Это дело конца XVIII века, написано непривычным языком и малопонятным подчерком. Однако в нем удалось разобрать слова: «О дозволении деревни Петровской, состоящей в приходе в селе Пречистенском, что на Нудоле, умерших погребать при имеющейся в той деревне на старом погосте часовне»[5].

Таким образом стали известны сведения о существовании часовни (видимо, деревянной) в деревне Петровской. Дата постройки и посвящение не известно, но указано место – на погосте, то есть на кладбище. Это очень важно, так как Секлетов говорил о старом кладбище, могильных плитах, найденных на его участке. И это рядом с часовней, которая там находилась. Стало быть, прослеживается явная связь между часовнями конца XVIII века и начала XX – связывает их старое кладбище, которое, вероятнее всего, не переносилось. И можно предположить, что обе стояли на одном и том же месте.

Была ли это одна и та же постройка – мы не знаем. Вероятно нет, так как известные упоминания отстоят друг от друга по времени более чем на век. Да и потом, часовню в 1909 году авторы книги назвали церковью видимо из-за ее не таких уж малых размеров, и можно предположить, что ее состояние было не ветхое (иначе не стали бы на нее обращать внимание путешествующих). К сожалению, нам пока ничего не известно о том, что находилось на старом кладбище в XIX веке, была ли произведена перестройка или замена часовни (может и вовсе какое-то время там ничего не было). Надежда остается, что нужные документы еще найдутся.

А вот почему в Петровском появилась часовня – можно сделать следующее предположение. Как следует из вышеописанного дела, она располагалась на погосте. Может вызвать смущение тот факт, что в XVIII веке Петровское было деревней без церкви. А как известно, кладбища в царское время так просто не образовывались и в деревнях вдалеке от церквей они не появлялись. И если были в каких-то деревнях или сельцах погосты, то это как правило было «наследство» от прежде существовавших там когда-то церквей. Подобный пример имеется в нашем районе – «близ деревни Кутузовой находится часовня, означающая место древнего погоста, с церковью во имя святых Флора и Лавра»[6]. Похоже и тут было тоже самое. Из книги «Истринская земля» знаем о существовании в XVI веке в селе Петровском церкви «Поклонения честных вериг святого апостола Петра»[7].

О том, когда церкви не стало, можно узнать у Холмогоровых: «В начале XVII столетия село Петровское било разорено и обращено в пустошь»[8]. С достаточной долей уверенности можно предположить, что часовня была поставлена в память прежней церкви и использовалась для помещения в ней умерших (стало быть, была не маленькой, и уж точно не глухим часовенным столбом). Место подходящее для церкви (часовни) и погоста – на пригорке близ речки Маглуши и вешними водами заливаться оно не должно было. Ну и почему кладбище в Петровском было не закрыто после того, как храма там не стало, тоже понятно – ближайшие села с церквями – Пречистенское, Савельево, Рождествено – находились довольно далеко (от 5 до 8 верст). И было бы не очень удобно местным жителям отвозить и хоронить покойников на кладбище у церкви. Из вышерассмотренного дела также знаем, что погост использовался жителями не только самого Петровского, но и соседней деревни Устиново.

Таким образом, можно сказать, что главная загадка двух приписных часовен в селе Петровское Рузского уезда разгадана – мы теперь знаем, где они были. Первая находилась в селе Новопетровское на месте старого погоста, а вторая в деревне Бели (ныне Первомайское). Для первой знаем точное местоположение (на старом погосте у пруда), и что она была деревянной. Знаем также, что уществовала уже в конце XVIII века (возможно, предыдущая постройка). Про вторую сведений еще меньше – только то, что она стояла в конце XIX века в Белях.

Источники:
1. ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 46. Клировая ведомость церквей Рузского уезда. 1916 год. Л. 135.
2. Спутник по Московско-Виндавской железной дороге. – М., 1909, С. 139.
3. http://www.istra-ltc.ru/diary/13.htm
4. НИОР РГБ. Ф. 275. П. 5. Д. 2. Протоиерей Николай Скворцов. Город Руза и уезд. Л. 5.
5. ЦИАМ. Ф. 206. Оп. 1. Д. 1603. О переводе прихожан деревень Устиново и Петровское в приходе села Пречистенского Дмитровского уезда. 1781-1782 годы. Л. 41.
6. Арх. Леонид (Кавелин). Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении. – М., 1878, С. 50.
7. Истринская земля. – М., 2004. С. 577.
8. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. Вып. 11. Верейская, Дмитровская и Троицких вотчин десятины. – М., 1913, С. 326.

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика