Система Orphus

Назад

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Населенный пункт: деревня Чесноково (Обушковское сельское поселение)
Другие именования: Думино, Демино
Название: часовня иконы Богоматери «Боголюбская»
Приписана: к Благовещенской церкви в селе Павловская Слобода
Координаты часовни: 55.77858 37.04781 Карта Посмотреть на карте или космоснимке
Материал: каменная
Дата постройки: 1901 год
Архитектор: Владимир Дмитриевич Глазов
Адрес на 1917 год: Звенигородский уезд, Павловская волость, деревня Чесноково
Дата уничтожения: 1939-1940 годы
 
ГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Карты и планы:

Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 138. Д. 6
Дата 1881 год
   
Чертежи:

Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 138. Д. 6
Дата 1881 год

Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 155. Д. 15
Дата 1901 год
Старые фото:
   
Современные фото:

© 2013, С. Носиков
   
 
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Автор С. Мамаев Дата 31.03.2012:
Деревня Чесноково, в прошлом – Демино, находится в 30 км юго-восточнее Истры, на обоих берегах небольшой речки Руденки, притока Беляны. Впервые Демино упоминается в виде деревни на земле митрополича Новинского монастыря в 1537 году. В 1624 году Чесноково значится как пустошь на реччке Руденке, а в 1657 году – снова деревня, принадлежащая уже Борису Ивановичу Морозову. В 1748 году Чесноково значилось за графом Сергеем Павловичем Ягужинским, а в XIX веке – как казенная. В 1710 году в деревне Чесноково проживали 180 человек, в 1773 году – 342 человека, в 1899 году – 145 человек. По воспоминаниям старожилов, в деревне стояла часовня, уничтоженная в советское время.

 
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Показать

С. Носиков 19.09.2015:
«Архитекторы некоторых утраченных церквей и часовен Истринского района». Все в том же большом приходе села Павловское была еще одна кирпичная часовня. Она была построена в 1901 году в деревне Чесноково. Подпись на чертеже проекта этой часовни, имеющегося в архивном деле, очень похожа на предыдущую: «Чертеж составил В. Глазов». По сходству подписей можно сделать вывод, что эту часовню также спроектировал Владимир Дмитриевич Глазов... Полный текст

 
БИБЛИОГРАФИЯ
Показать

Карточка Истринская земля. – М., 2004. С. 643:
По воспоминаниям жителей деревни, здесь до конца 1920-х годов стояла часовня, которую затем снесли.

Карточка Пэнэжко О. Храмы Истринского района. Ч. 2. – Владимир, 2009. С. 39:
В 1881 году был создан проект деревянной часовни Боголюбской Божией Матери в деревне Чесноково. Часовня стояла посреди улицы. В 1906 году была построена, по проекту архитектора Владимира Дмитриевича Глазова (1879-1951), каменная часовня. В советское время она была разрушена.

 
АРХИВНЫЕ ДАННЫЕ
Показать

ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 138. Д. 6. Л. 81. О постройке часовни в деревне Чесноковой. 1881 год:
Июня 29 дня 1881 года. Документ консистории (прошение) №3367 (1 экспедиция 2 стол). В строительное отделение при Московском Губернском правлении. Консистория, препровождая при сем планы на двух листах на постройку деревянной часовни в деревне Чесноково прихода села Павловского Звенигородского уезда, просит от Строительного Отделения уведомления можно ли по оному дозволить предполагаемую постройку.

ЦИАМ. Там же. Л. 82. О постройке часовни в деревне Чесноковой. 1881 год:
План местности части деревни Чесноковой Московской Губернии Звенигородского уезду с показанием вновь предполагаемой к постройке деревянной часовни во имя Боголюбской Божией Матери. Три чертежа часовни (фасад, разрез и план фундамента).

ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 155. Д. 15. Л. 25-26. О постройке каменной часовни в деревне Чесноковой. 1901 год:
Июля 23 дня 1901 года. Документ консистории (прошение) №5001 (1 экспедиция 2 стол). В строительное отделение при Московском Губернском правлении. Московская Консистория, препровождая планы на двух листах на постройку в деревне Чесноковой Звенигородского уезда вместо ветхой деревянной новой каменной часовни, покорнейше просит уведомить, можно ли по означенным планам разрешить предполагаемые работы. Проект часовни в деревне Чесноковой Московской губернии Звенигородского уезда Павловской волости.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 421. Л. 1021-1023. Протоколы заседаний Московской Духовной Консистории. 1901 год:
О дозволении в деревне Чесноковой прихода села Павловского вместо ветхой деревянной построить новую каменную часовню. №3182. 1901 года августа 31 дня по указу Его Императорскаго Величества, Московская Духовная Консистория слушали: прошение крестьянской вдовы Звенигородскаго уезда деревни Чесноковой Ирины Егоровой, в коем объяснила, что лет двадцать тому назад она, Егорова с разрешения Епархиальнаго Начальства построила на свои средства деревянную часовню в своей деревне Чесноковой прихода Благовещенской села Павловскаго церкви. В настоящее время часовня эта приходит в ветхость и побуждает иметь попечение к постройке новой часовне. Посему просит разрешить построить на свои средства новую каменную часовню по приложенному к прошению плану (плана в деле нет) на месте пришедшей в ветхость. Отношение Строительнаго Отделения от 26 июля 1901 года за №2145 о том, что к устройству вместо ветхой деревянной новой каменной часовни в деревне Чесноковой Звенигородскаго уезда в техническом отношении препятствий не встречается с тем только, чтобы работы производились с соблюдением надлежащих правил и под надзором техника, получившаго на то законное право. Спрошенный по содержанию вышеизложеннаго прошения местный благочинный донес, что оная часовня деревянная 4-х аршин квадрата срублена в (пропуск) крыта железом, стоит посреди деревни на берегу протекающаго ключеваго ручья от строения с западной стороны сажень на 20, с южной от другой слободы строения сажень на 50. Самая часовня весьма ветха и для какого-либо ремонта совершенно не возможна. Крыша хотя и железная, но так как покрыта была не новым, как видно железом, а старым, то от времени вся проржавела. Для построения каменной часовни испрашиваемой оной вдовою Ириною Егоровою материал весь приготовлен, как то: извести 100 пудов, кирпича 8000 штук, железа на крышу 6 пудов, ровно достаточное количество приготовлено бута и лесу, а к построению часовни препятствий не оказалось. Справка по клировой ведомости за 1900 год при Благовещенской села Павловскаго церкви Звенигородскаго уезда значится деревня Чеснокова, в коей числится дворов 36, душ мужскаго пола 94, женскаго 101. Часовня в деревне Чесноковой показана деревянная, устроенная усердием крестьянской вдовы оной же деревни Ириной Егоровой. Приказали: Так как по произведенному благочинным дознанию оказалось, что существующая в настоящее время в деревне Чесноковой прихода Благовещенской села Павловскаго церкви Звенигородскаго уезда деревянная часовня пришла в ветхость, со стороны же Строительнаго Отделения к устройству вместо нея новой каменной по представленному чертежу препятствий в техническом отношении не встречается, то Консистория полагает на основании 58 статьи Устава Духовной Консистории разрешить крестьянской вдове Ирине Егоровой на собственныя средства не касаясь сумм приходского храма, построить вместо означенной часовни новую каменную с тем, чтобы работы производились с соблюдением надлежащих правил под надзором техника, получившаго на то законное право и (под) наблюдением благочиннаго, причта, старосты приходской церкви и самой строительницы Егоровой. Часовню сию по клировой ведомости показать при означенной церкви и местным причту и старосте на основании Указа Синода от 13 июня 1836 года не дозволять ставить при оной кружки для сбора добровольных пожертвований. О чем и послать указ благочинному.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 746. Д. 1738. Л. 27. Страхование от пожара церквей Звенигородского уезда. 1910 год:
Нижеуказанные строения, принадлежащия Благовещенской церкви в селе Павловском 2-го благочинническаго округа Звенигородскаго уезда Московской епархии, приняты на страх по страховой оценке, произведенной 28 июля 1910 года. 7. Часовня в деревне Чесноковой каменная, оценочная сумма 600 рублей.

ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 19. Л. 25. Клировая ведомость церквей Звенигородского уезда. 1916 год:
Клировая ведомость Благовещенской церкви в селе Павловском Звенигородского уезда. Приписанных к сей церкви часовен одиннадцать: в селе Павловском, в деревне Юрьеве, в деревне Чесноковой, в деревне Абушковой, в деревне Захаровой, в деревне Покровской, в деревне Ворониной, в деревне Падикове, в деревне Лобановой, в деревне Зеленьковой, на дороге в деревню Лобаново.

ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 69. Л. 21. Договора с группами верующих об имуществе церквей. 1921 год:
Копия. Акт. 1921 года декабря 14 дня. Я, представитель Павловскаго волостного совета Воскресенскаго уезда товарищ Маликов М. Ф. согласно поручения Исполкома и циркулярнаго предписания Отдела Управления Воскресенскаго уезднаго совета от 6 декабря сего года за №165 сего числа в присутствии нижеподписавшихся представителей церковнаго совета и причта производил поверку церковнаго имущества Павловской Благовещения в селе Павловском церкви и часовен, находящихся в приходе означенной церкви, а именно: в селе Павловское, деревне Юрьеве, деревне Чеснокове, деревне Захарове, деревне Обушковой, деревне Ворониной, деревне Лешковой, деревне Лобановой, деревне Зеленьковой, деревне Покровской и деревне Ивановской... Полный текст

 

Дополнительные архивные данные:

• ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 451. Д. 389. О постройке часовни в деревне Чесноковой. 1878-1881 годы – НЕТ ДЕЛА

 
CВЕДЕНИЯ ИЗ ИНТЕРНЕТА
Показать

Сайт «Храмы России»:
Каменная кубическая часовня, построенная по проекту 1906 года. Была приписана к церкви в Павловской Слободе. Сломана в середине ХХ века.

 
ТЕКУЩАЯ РАБОТА
Показать

Автор С. Мамаев Дата 8.07.2012:
В процессе анализа чертежей уничтоженных часовен была выявлена возможная ошибка в книгах протоиерея Пэнэжко. В первой части на странице 254 и во второй части на странице 39 напечатан один и тот же чертеж деревянной часовни. В первом случае речь идет о часовне в деревне Борисково, и этот чертеж подтвержден архивным делом ЦИАМ Ф. 54. Оп. 181. Д. 1239, а во втором случае чертеж приписывают часовне в деревне Чесноково, однако в архиве для этой деревни был найден совсем другой чертеж (лишь немного похожий по внешнему виду) в деле ЦИАМ Ф. 54. Оп. 138. Д. 6. Вполне возможно, что была совершена ошибка при создании книги.


Из книги Пэнэжко
«Храмы Истринского...»

Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 138. Д. 6

Автор С. Мамаев Дата 23.07.2012:
Выполнил чистку чертежа каменной часовни в деревне Чесноково с оригинала, найденного в Центральном историческом архиве Москвы Ф. 54. Оп. 155. Д. 15. Л. 26.


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 155. Д. 15

Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 155. Д. 15

Автор С. Мамаев Дата 9.09.2012:
Выполнил чистку чертежа деревянной часовни в деревне Чесноково с оригинала, найденного в Центральном историческом архиве Москвы Ф. 54. Оп. 138. Д. 6. К. 97.


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 138. Д. 6

Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 138. Д. 6

Автор С. Носиков, С. Мамаев Дата 1.06.2013:
В деревне Юрьево переговорили с Раисой Романовной Ивановой, 1926 года рождения. Затем мужчина (возможно, родственник Раисы Романовны) вышел с нами к месту бывшей часовни в деревне Юрьево, но сказать ничего нового не смог, кроме того только, что слышал о ней от своего отца. Сам мужчина родом из Чесноково, где, по его словам, часовня была «за оврагом», но он ее тоже уже не застал.

Автор С. Носиков Дата 20.10.2013:
В архивном деле ЦИАМ есть план деревни с отметкой часовни в деревне Чесноково. Однако привязать его к местности не удалось, ясно только, что часовня находилась у дороги на Аксиньино между линейками деревенских домов (на карте посреди деревни овраг с ручьем). В деревне удалось побеседовать с Агрипиной Васильевной Андриановой, 1925 года рождения. Она помнит деревенскую часовню и место, где она располагалась. Помнит, как в деревню приезжал батюшка, ходил с иконами по домам. А у часовни ставили белый столик. Общаться с Агрипиной Васильевной было сложно, она плохо слышит. Когда я спросил о материале постройки часовни, она отвечала, то каменная, то деревянная. Из дома бабушка не выходит, поэтому со мной на место выезжала ее дочь. Она по рассказу мамы поняла, где стояла часовня, и потом показала мне предполагаемое место (как выяснилось позже, оно оказалось не совсем точным). Еще удалось переговорить с Зинаидой Васильевной Гудашевой, 1928 года рождения. Она тоже помнит часовню, бывала внутри нее, видела иконы. По словам старожила, часовня была коричневая из бревен (а по делу ЦИАМ каменная), дверь выходила на улицу (на запад). Когда часовню закрыли, иконы из нее разобрали местные жители, но уже в наше время их украли. Сказала, что за часовней ухаживали две местные женщины, одну из них звали тетя Маша Оболенская. Часовню разрушили незадолго до войны, примерно в 1939-1940 годах. Уточнила место, где находилась часовня (недалеко от ее дома), там теперь участок с домом. В этом доме поговорил с Любовью Петровной Томас, которая подтвердила, что о часовне слышала от мамы. Часовня находилась недалеко от их дома на участке, но на участке женщина нашла только две старинные большие монеты и крестик (показала место находок), остатки фундамента ей не попадались. В этом доме они живут около 40 лет, а до этого сначала в нем была колхозная контора, потом школа и клуб. Видимо, дом построили уже после того, как сломали часовню. Первые две бабушки говорили, что в деревне есть еще и третий старожил, но не советовали с ней общаться, так как она больна. Однако та оказалась на улице и подтвердила, что часовня в деревне была как раз на участке дома №57 (GPS координаты 55.77858 37.04781), который я осмотрел. Больше она ничего не сказала.

Зинаида Васильевна Гудашева и дом рядом с местом бывшей часовни и само место бывшей часовни:


© 2013, С. Носиков

© 2013, С. Носиков

© 2013, С. Носиков

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика