Система Orphus

Назад

Упразднение домовой церкви в сельце Петровское прихода села Надовражино. 1820 год
Новость ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 752. Д. 8326

Архивный документ приводится не полностью, отобраны только сведения по исследуемой теме

Л. 15: №523. 1820 года марта 20 дня. Консистории поступить на точном основании указов Святейшаго Синода и по исполнении отрапортовать. Святейшаго Правительствующаго Синода члену Высокопреосвященнейшему Серафиму Митрополиту Московскому и Коломенскому Свято-Троицкия-Сергиевы лавры Священно-Архимандриту и разных орденов кавалеру. От Благочиннаго села Знаменскаго, Холм тож священника Петра Герасимова Всепокорнейший Рапорт. В присланном ко мне из Московской Духовной Консистории в октябре от 20 дня 1816 года за №3772 Указе написано: резолюциею Святейшаго Правительствующаго Синода члена управляющего Московскою Митрополиею Высокопреосвященнейшаго Августина Архиепископа Дмитровскаго Святотроицкой Сергиевы лавры Священно-Архимандрита и разных орденов кавалера, последовавшею на справке, учиненной по прошению штабс капитана и кавалера князя Петра Александровича Друтскаго Соколинскаго о оставлении Звенигородской округи в новокупленном сельце его Петровском Крестовоздвиженскую домовую церковь по прежнему, и дозволении в ней совершать священно-служение временно приходскому села Надовражинаго священнику Михайлу Петрову, в которой он и прежде совершал священно-служение. Предписано: Оставить домовую церковь впредь до разсмотрения на прежнем основании. Но как выше означенное сельцо Петровское, состоящее в ведомстве

Л. 15об: моем с домом и показанною церковью находится ныне во владении Ея высокородия статской советницы вдовы Ольги Семеновой Беклемишевой, то благоволено ли будет и впредь приходскому священнику с причтом совершать божественную службу в вышеозначенной Крестовоздвиженской домовой церкви деревянной утварью церковной довольной, находящейся в твердости, когда только потребует означенная помещица или не дозволить. О чем вашему Высокопреосвященству на благоразсмотрение представляя всепокорнейшее рапортуя. Март 1820 года.

Л. 42: №819. Консистории учинить по сему законное разсмотрение и с мнением представить. 1820 года мая 24 дня. Святейшаго Правительствующаго Синода члену Высокопреосвященнейшему Серафиму Митрополиту Московскому и Коломенскому Свято-Троицкия-Сергиевы Лавры Священно-Архимандриту и разных орденов кавалеру. От вдовы надворной советницы Ольги Семеновны Беклемишевой. Всепокорнейшее прошение. Купила в другой год в Звенигородском уезде сельцо Петровское, состоящее в приходе села Никольскаго Надовражиное тож, в коем имеется домовая церковь во имя Воздвижения честнаго Креста Господня, то от священника и благочиннаго села Знаменскаго того же уезда объявлено мне, что оную упомянутую домовую церковь повелено упразднить. По кончине мужа моего в прошлом 1819 году наиболее стала подвержена беспрестанным болезненным припадкам, которые привели меня в совершенное расслабление так, что я не могу

Л. 42об: ежать из дому из-за совершеннаго моего разслабления. Ваше Высокопреосвященство Милостивейшаго архипастыря всепокорнейше прошу ради болезненнаго моего состояния и совершенной невозможности ходить в приходскую церковь, отстоящую от дома моего в двух верстах, дозволить мне иметь сию церковь на таком же основании, как имели ее и прежние владельцы. Почему единственно для оной состоявшей в доме церкви и пожелала купить имение. По кончине же моей желаю и прошу утварь и ризницу церковную повелеть сдать в Московскую Троицкую, что в Троицкой, церковь. При сем осмеливаюсь приложить свидетельство о болезненном моем состоянии за подписью пользующего меня доктора Мудрова. Мая 26 дня 1820 года.

Л. 44: В Московской Духовной Консистории по справке. Сего 1820 года марта 20 дня рапортом Святейшаго Правительствующаго Синода члену Высокопреосвященнейшему Серафиму Митрополиту Московскому и Коломенскому Свято-Троицкия-Сергиевы лавры Священно-Архимандриту и разных орденов кавалеру благочинный села Знаменскаго, Холм тож священник Петр Герасимов представил, что в присланном к нему из сей Консистории октября 20 дня 1816 года за №3772 Указе дозволено Звенигородской округи в сельце Петровском вотчины штабс капитана и кавалера князя Петра Александровича Друтскаго Соколинскаго домовую Крестовоздвиженскую церковь иметь по прежнему и в ней совершать священнослужение временно приходскому села Надовражинаго священнику Михайлу Петрову. Но как ныне означенное сельцо Петровское состоит во владении статской советницы вдовы Ольги Семеновой Беклемишевой, то благоволено ли будет и впредь приходскому священнику с причтом совершать божественную службу в вышеозначенной Крестовоздвиженской церкви, которая деревянной утварью церковной довольна, находится в твердости. На оном рапорте резолюциею Его Высокопреосвященства предписано: «Консистории поступить на точном основании указов Святейшаго

Л. 44об: Синода и по исполнении отрапортовать нам». По справке в Консистории когда оную церковь кому по какому случаю иметь дозволено по разграблению Консисторских дел и Архива не оказалось. А из рапорта Звенигородскаго духовнаго правления значится: 1. По указу сей Консистории апреля 3 дня 1802 года в силу резолюции Его Высокопреосвященства Платона Митрополита Московскаго по прошению сельца Петровскаго вотчинницы покойнаго князя Петра Егоровича Дадьяна дочери Елисаветы дозволено в оном сельце поставить домовую церковь бывшую прежде ведома Грузинской княгини Марии Багратионовой. 2. Июля 10 дня 1814 года по прошению статской советницы Софьи Петровны Щербининой урожденной княжны Дадьяновой в силу резолюции покойнаго Августина архиепископа Московскаго дозволено в оной Крестовоздвиженской церкви продолжать священнослужение по прежнему. 3. Октября 20 дня 1816 года по прошению штабс капитана и кавалера князя Петра Александровича Друтскаго Соколинскаго в силу резолюции Его Высокопреосвященства Августина Архиепископа Московскаго дозволено в оной же церкви исправлять служение приходскому села Надовражнаго священнику с причтом. Резолюциями же Его Высокопреосвященства, последовавшими об оной церкви предписано: 1. На означенном Звенигородскаго

Л. 45-45об: Духовнаго правления рапорте «Домовую Крестовоздвиженскую церковь упразднить и утварь церковную отдать в приходскую церковь, а от благочиннаго потребовать объяснений для чего он не донес своему начальству, когда оная церковь поступила вместе с сельцом Петровским во владение помещицы Беклемишевой». 2. На рапорте сей Консистории о упразднении оной церкви, о снятии антиминса и об отдаче утвари и ризницы в приходскую церковь яко домовую дозволено иметь не ей помещицы Беклемишевой предписано: «Учинить всем благочинным подтверждение, чтобы они немедленно рапортовали нам, когда особо, коей дана домовая церковь умрет или продаст то владение, в коем домовая церковь состоит, и вновь из оной свят: антиминс хранили бы оный в церкви своей впредь до повеления нашего, впрочем исполнить по сему рапорту». Во исполнение оных Его Высокопреосвященства резолюций указы кому следует из Консистории посланы. По которому указу благочинный сего Знаменскаго Холм тож священник Петр Герасимов Консистории рапортовал, что он в село Петровское неоднократно приезжал. Но исполнить по указу его благочиннаго помещица Беклемешева не допускает, желая чтобы и во время владения ея сельцом Петровским в оной церкви священнослужение приходским села Надовражина священником с причтом совершалось.

Л. 46: В Московской Духовной Консистории выписано. Указами повелено: Первым. 1722 года августа 3 дня присланным (указом) из Святейшаго правительствующего Синода в Московскую Духовную Консисторию написано: апреля 12 дня 1722 года Державнейший Петр Великий Император и самодержец Всероссийский будучи в Сенате в присутствии Синода и Сената указом обретающийся в Москве у знатных персон в домах церкви весьма упразднить дабы ходили господа (как духовным регламентом определено) к церквам приходским. А ежели которые престарелые персоны до церкви ходить не могут, а Литургии слушать требуют, тем иметь с благословения Синода онаго в собственных палатах антиминсы с потребным к священнослужению убранством, токмо верхи на тех палатах никакой от прочих отмены не имели. Вторым. 1723 года октября 5 дня Его Величество Все пресветлейший Державнейший Петр Великий Император и самодержец Всероссийский будучи на (не разборчиво) Остроге указал знатным персонам, которые из них пожелают в домовых своих палатах иметь подвижные антиминсы для совершенной немощи до церкви ходить, не допускающей таковым, то позволять по синодальному разсмотрению токмо при тех антиминсах собственнаго церковнаго причта отнюдь не было, но отправляли бы служение тех приходов священники.

Л. 46об: Да присланный в нижеписанных (не разборчиво) Синодальному члену, Преосвященнейшему Тимофею Митрополиту Московскому из Святейшаго Правительствующего Синода указами. Третьим. 1762 года августа 12 дня запечатанным в правление бывшаго Императора Петра Третьего в разных домах церкви Божии распечатать и где оные до того запечатанные были иметь позволить и (не разборчиво) кто о имении в доме своем церкви по слабости здоровья коего просить будет, в том преосвященный епархиальный архипастырь поступать по своему разсмотрению в силу законов. Четвертым. 1764 годом ноября 18 числа на представленное от Его Преосвященства доношение, чтоб Его Преосвященство о даче просителям дозволений иметь домовые церкви не (не разборчиво), но для содержащих, за которыми до приходских церквей ходить не можно, болезней или крайней престарелости поступал с таким разсмотрением, как в означенных именных Государя Императора Петра Великаго указах предписано непременно. 1723 года марта 23 дня по присланному Его Императорскаго Величества указу велено обретающимся в Москве в домах господ церкви, которые по Его Императорскаго Величества именному указу, к состоящемуся апреля 12 дня прошлаго 1722 года запечатаны от ныне ежели которые господа пожелают те домовые свои церкви для каковых потреб разобрать и им то позволить

Л. 47: и материал разобранных церквей употребить им по своей воле, а вещи и утварь церковные отдавать в церкви приходские или в монастырь, в который похотят. Прошлаго 1819 года ноября 17 дня указом Святейшаго Правительствующаго Синода, последовавшим по доношению Его Преосвященства о дозволении генерал-майорши Аграфены Петровны Благовой иметь в доме ея, состоящем в приходе Покровском в Лекшине домовую церковь по прочем предписано: как существование церкви имеет продолжение токмо по смерти ея Благовой, то после уничтожить оную, ризницу и прочия принадлежности предоставить в пользу приходской церкви.

Л. 65: №1834. Святейшаго Правительствующаго Синода члену Высокопреосвященнейшему Серафиму Митрополиту Московскому и Коломенскому Свято-Троицкия-Сергиевы лавры Священно-Архимандриту и разных орденов кавалеру. От Московской Духовной Консистории доклад. Резолюциею Вашего Высокопреосвященства, последовавшею на прошение вдовы надворной советницы Ольги Беклемишевой об отдаче упраздненной в вотчине ея Звенигородской округи сельца ея Петрова, состоящего в приходе села Никольскаго Надовражное тож, домовой церкви утвари и ризницы в Московскую Троицкую в Троицкой церковь по завещанию покойнаго мужа ея, и о употреблении другой половины той ризницы по благоусмотрению Вашего Высокопреосвященства предписано: «Консистории разсмотреть по сему и с мнением своим представить». Во исполнение которой Консистория разсматривая учиненную по сему делу о той упраздненной домовой церкви утварь и ризницу справку, по коей оказалось, что резолюциею Вашего Высокопреосвященства на доклад Консистории велено ризницу и утварь ту только

Л. 65об: по описи отдать в приходскую церковь, которую госпожа Беклемишева сама на кошт устроила. А устроенную прежде ея всю, сколько бы не было, велеть благочинному представить к Вашему Высокопреосвященству с описью для разсмотрения, о исполнении чего к благочинному указ и послан. Который объяснил в поданном своем рапорте, что антиминс снят, утварь и ризница из церкви выбраны, которыя антиминс, утварь и ризница (поелику они устроены прежде бывшими означеннаго сельца помощниками) при рапорте к Вашему Высокопреосвященству и представил. И оная впредь до востребования отослана для хранения в Чудовскую ризницу. А поелику указами Святейшаго Правительствующего Синода повелено: 1) 1723 года марта 23 дня, ежели которые господа пожелают то домовыя свои церкви для каковых потреб разобрать, и им то позволить, материал разобранных церквей употребить по своей воле. А вещи и утварь церковные отдавать в церкви приходские или в монастырь, в который похотят. 2) 1819 года ноября 17 дня последовавшим при дозволении генерал-майорши Благовой иметь в доме ея церковь по прочем предписано: как существование церкви имеет продолжатся токмо ея Благовой, то после уничтожить оную, ризницу и прочия принадлежности предоставить в пользу

Л. 66: приходской церкви. Мнение полагает таковое, как в показанной домовой церкви утварь и ризница устроены прежними владельцами, а устроенных просительницею Беклемишевой не оказалось, то представленную благочинным утварь и ризницу по силе означеннаго Святейшаго Синода указа 1819 года ноября 17 дня отдать в приходскую церковь, поелику завещание просительницы мужа к оной не относится, которую для отдачи в ту церковь и отослать благочинному при указе. Впрочем предоставляет оное в благое благоусмотрение Вашему Высокопреосвященству.

Л. 69: Указ Его Императорскаго Величества Самодержца Всероссийскаго из Московской Духовной Консистории Звенигородской округи благочинному села Знаменскаго Холм тож священнику Петру Герасимову и села Надовражинскаго священнику Федору Ильину резолюциею Святейшаго правительствующаго Синода члена Высокопреосвященнейшаго Серафима Митрополита Московскаго и Коломенскаго Свято-Троицкия Сергиевы лавры священно Архимандриту и разных орденов кавалера последовавшего (не разборчиво) Консистории об утвари церковной упраздненной домовой Крестовоздвиженской церкви, состоящей ведомства вашего в вотчине госпожи Беклемишевой в приходе села Никольскаго Надовражное тож, хранящейся в кафедральном Чудовом монастыре предписано: как из благочиннических ведомостей явствует, что Никольская Надовражина церковь утварью церковною довольна, а Троицкая что в Троицкой церкви после разорения неприятелем

Л. 69об: оною скудна, то отдать в сию последнюю: одно Евангелие по описи под №1, сосуды серебряные с принадлежностями к оным прибором, ризы под №1 и стихарь. Прочую утварь и ризницу отдать на основании указа в приходскую церковь, кроме одного писаннаго на полотне иконостаса, яко для церкви совсем не нужнаго, в разсуждение чего и сделать Консистории распоряжение. Почему Московская Духовная Консистория приказали: с прописанием резолюцию Его Высокопреосвященства и с приложением копии описи означенной утвари для выдачи по оной в силу резолюции Его Высокопреосвященства, куда что следует к чудовскому ризничему иеромонаху Николаю с принятию по оной, что надлежит в Надовражную церковь к вине благочинному равно и по Троицкой, что в Троицкой церкви к благочинному послать указ. Ноябрь 20 дня 1820 года.

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика